Отец был единственным из девяти Героев Советского Союза, уроженцев Кашинского района, кто после войны жил в Кашине. Демьян Васильевич Кузов был человеком кипучей энергии, неистощимого творческого потенциала, с врожденным талантом руководителя. На любом участке достигал профессионального мастерства, всю свою энергию направляя на пользу людям.
Он родился в крестьянской семье сто лет назад — 7 ноября 1909 года (по новому стилю). Был девятым ребенком из десяти детей, из коих выжили только четверо. Окончив с отличием четырехклассную земскую школу, обучался ремеслу у частного сапожника Василия Векшина в деревне Бурково. Три года трудился сапожником в калязинской артели «Раздельный труд», а потом работал в деревне вместе с родителями. Когда в 30-м году в его родной деревне Льгово организовывался колхоз, отца выбрали бригадиром. Ему было тогда двадцать лет, и в ноябре следующего года его призвали в Красную армию.
Службу он проходил в Кингисеппе, рядом с эстонской границей. Как отличника боевой и политической подготовки его оставили в полковой школе младших командиров для дальнейшего прохождения службы. В 1933 году учебное отделение Демьяна Кузова заняло первое место во всеармейских соревнованиях по боевой и политической подготовке и было награждено грамотой наркома Климента Ворошилова. К слову, отец в совершенстве овладел приемами рукопашного боя.
После демобилизации он работал в МТС на Новгородчине. Во время «ежовщины» его исключили из партии и сняли с работы. Он вспомнил свою первую профессию и пошел в Чудовскую разнопромысловую артель. 1марта 1938 года райком партии вернул ему партбилет, и вскоре он был избран председателем правления артели «Новый путь». Артель объединяла более полутора тысяч кустарей всех профессий из 54 мастерских. Не прошло и года, как отца, хорошего работника, перевели в Чудовскую райбольницу заведующим по хозяйству.
Уйдя из Чудова в день его занятия фашистскими войсками, он с семьей добрался до Кашина. А в сентябре 41-го его через Кашинский райвоенкомат призвали в действующую армию. Воевать Демьян Кузов начал командиром стрелкового взвода. Его маршевый батальон был передан 177-й стрелковой дивизии полковника Михайлова. Кузов попал в 354-й стрелковый полк. При освобождении Калинина ранило комвзвода — младшего лейтенанта Егорова, и Кузов принял взвод. Под Ржевом его тяжело контузило. После выздоровления он окончил краткосрочные офицерские курсы «Выстрел», роту штабных офицеров. В феврале 43-го его направили на Курскую дугу первым заместителем начштаба полка. Полк с боями вышел к Днепру.
В первых числах декабря полк под командой Д.В. Кузова форсировал Днепр в районе хутора Каневский. На другой день фашисты попытались сбросить храбрецов в Днепр. Дело дошло до рукопашной. Отец, взяв винтовку у бойца комендантского взвода, лично уничтожил трех фашистов в штыковой схватке. Пригодилась довоенная подготовка!
В январе Демьяна Васильевича назначили командиром 180-го полка 60-й гвардейской дивизии 5-й Ударной армии. После освобождения Кишинева армию перебросили под Варшаву и она вошла в состав 1-го Белорусского фронта, который возглавлял Георгий Жуков. Полк Кузова стал полком прорыва. Он пробивал оборону противника на Сандомирском плацдарме, южнее Варшавы и в числе первых подразделений 1-го Белорусского фронта достиг Одера.
Отец очень тепло отзывался о командире 177-го полка Василии Косове. Плечом к плечу они прошли путь от Варшавы до Берлина. Василий Николаевич был кадровым офицером, старше отца по возрасту и званию, часто помогал ему практическими советами.
180-й полк, находясь на острие 5-й Ударной армии, к 27 апреля 1945 года достиг восточных пригородов Берлина. Полк получил конкретное задание — овладеть Восточным замком и далее развивать наступление по улицам Варшава-штрассе и Вильгельм-штрассе в направлении Силезских вокзалов. За умелое и грамотное руководство в боях за взятие столицы Третьего рейха Демьяна Кузова и Василия Косова представили к высшей правительственной награде. В Берлинской операции Демьян Васильевич проявил качества подлинного гражданина. Перед штурмом Берлина полк пополнился 18-летними необстрелянными мальчиками. Кузов проявил о них отеческую заботу, сдав новобранцев командирам батальонов под личную ответственность за жизнь новобранцев.
Крепко врезалась в мою память встреча с отцом летом 1945 года. Отец приехал за мамой, а я остался в Кашине у сестры моей бабушки и учился в 1-й школе. Зато следующим летом был у отца в Германии. Проездом видел поверженный Берлин и разбитый Рейхстаг. В детском сознании отпечатались казавшиеся бесконечными списки наших погибших при штурме Берлина на колоннах памятника советскому солдату в Трептов-парке.
А начиная с 1946 года отец двадцать лет проработал на Кашинском заводе электроаппаратуры — начальником цеха, начальником производства. Не гнушался ролью «толкача», когда было трудно с поставками материалов для родного завода. Стало плохо со Здоровьем, так поработал даже начальником охраны.
Отец всячески восполнял недостаток образования, постоянно пополняя запас знаний. Но однажды испытал горечь унижения - ему указали на грамматическую ошибку в деловой записке. Именно тогда он ориентировал меня на получение высшего образования. Поступить в институт оказалось несложно: мама держала меня в таких ежовых рукавицах, что я был обречен на окончание школы с серебряной медалью. Окончив Московский энергетический институт, я 29 лет проработал в атомной промышленности и стал кандидатом технических наук. От отца унаследовал любовь к родному краю и к молодежи, с которой я по примеру отца встречаюсь каждый приезд в Кашин.
Отец был жизнерадостным человеком, любил праздничное застолье, был запевалой и плясуном. И очень удивил всех родных, когда на 60-летие мамы зачитал целую поэму об истории их любви: «Война закончилась Победой.И вот вернулся я домой/ Таким же верным и любимым,/ Каким я был перед войной».
Он был хорошим семьянином — верным мужем и заботливым отцом. Им гордятся два внука и четыре правнука. Демьян Васильевич выполнил жизненную программу — обустроил дом, вырастил сына и посадил два сада, один из которых на территории завода. Сердце наполняется радостью, когда весной через заводские ворота видишь цветущий сад, имени моего отца, который рабочие завода любовно берегут и обновляют.
Демьян Васильевич оставил светлую память в сердцах близких и всех, кто знал его в жизни. Республиканская набережная, на которой он жил с 1950 года, переименована в набережную Демьяна Кузова. А 7 ноября у дома номер 7 на этой набережной почтить его память собрались родные, близкие, друзья… В открытии мемориальной доски в его честь участвует Ассоциация Тверских землячеств в рамках программы «Герои в нашей памяти».