В начале сентября один из ведущих российских операторов сотовой связи практически поверг в шок десятки тысяч москвичей. Из-за пожара на трансформаторной подстанции в работе "Билайна" произошел сбой, и добрая часть несчастливых в данном случае обладателей мобильных телефонов Москвы и Подмосковья оказались вне зоны доступа. Инцидент стал причиной для паники в интернете. Блогеры жаловались, что на несколько часов им не только пришлось отказаться от звонков и смс, но и смириться с "непробиваемостью" службы технической поддержки, до которой в тот "заполошный" день невозможно было дозвониться.
А как бы отреагировали на такой форс-мажор жители Хакасии? Смогли бы они отказаться от современной и суперпопулярной привычки под названием "сотовая связь"?
Иван ТРОФИМОВ, фермер:
– Я занимаюсь животноводством, пасу свой и частный скот. С утра до ночи нахожусь один в степи. Овцы и коровы – не станки, не машины какие-нибудь. Это живые организмы, которые часто нуждаются в неотложной помощи. Корова может забрести в болото, овца – съесть отравленную траву. Сам я могу упасть с коня и сломать ногу. Словом, ситуации бывают разные. Вам и в голову не придет, какие сюрпризы подбрасывает степь буквально каждый день. Зачастую ситуация поворачивается так, что справиться с проблемой я один не в состоянии. Нужен ветеринар, хозяин скотины, управляющий, напарник, находящийся в нескольких километрах. Если хотите – просто живая душа, с которой можно посоветоваться, обмозговать ситуацию. Выручить здесь может только сотовый. Поэтому у меня и моих товарищей телефоны всегда заряжены. В степи с точностью до метров мы знаем места, где ловит связь. Хотя раньше как-то обходились и без сотовых. И справлялись ведь. А в степи телефоны – это не роскошь, а средство связи. Они у нас простые, без наворотов. Такие, чтоб дозвониться и кратко обрисовать ситуацию.
Павел ЗАЯКИН, священник Сибирской Евангели-ческо-Лютеранской Церкви, настоятель приходов в Абакане и Саяногорске:
– В нынешних реалиях очень сложно отказаться от сотовой связи по собственному почину – слишком вырос темп жизни. Впрочем, если происходит массовый отказ связи (в масштабах страны или планеты, например), то, думаю, я мог бы приспособиться. Это как с машины пересесть на лошадь – приходится переучиваться и все приспосабливать к новым реалиям. Специально отказываться от связи в сегодняшних условиях смысла не вижу.
Любовь РЫБАКОВА, журналист:
– Без сотовой связи я оказывалась неоднократно и по самым разным причинам. Оказывалась вне зоны доступа в горах – там недостатка связи вообще не ощущала, даже в одиночку, без компании. Трудно без связи в городе, когда ты работаешь. Так же трудно было, когда я выехала в другой регион, попала в роуминг и оказалась вообще без связи, даже без экстренной. Автоматического роуминга у той компании не было. Где находится офис, чтобы настроить связь, я тоже не знала. Но потом позвонила с чужого телефона своему оператору, чтобы настроили роуминг. То были незначительные неудобства, но глобальных последствий без связи я не припомню. Гораздо сложнее обходиться без интернета.
Яна ПОТЫЛИЦЫНА, юрист:
– От услуг сотовой связи можно отказаться лишь в случае достойной замены на новый вид связи. Если ученые смогут изобрести что-то удобнее мобильной связи, то сотовый телефон отправится в мусорный бак.
Анастасия МЕЛЬНИКОВА, психолог:
– Существовать без сотового можно, но неудобно. Он позволяет более мобильно решать много вопросов по работе. Но летом была без связи почти месяц – так как работала на острове – было замечательно! А в текущей жизни трудно: многое на контакты телефонные завязано. Но в какой-то мере мобильник может заменять рабочий телефон и "Skype".
Светлана, 20 лет, студентка:
– Сотовая связь – это очень удобно и выгодно для современного человека ввиду его активного образа жизни. Но всегда нужно иметь запасной вариант – пользоваться услугами не только одного оператора и по возможности иметь домашний телефон. Таких ярких случаев, когда я оставалась без связи, не помню, только в праздничные дни, когда из-за перегруженности сети не доходили звонки и сообщения. Это очень огорчало, ведь рассчитываешь на то, что поздравишь или договоришься о встрече, а планы нарушаются.
София, 20 лет, студентка:
– Наверное, в первую очередь психологически сложно: спокойнее, когда знаешь, что в любом случае сможешь написать/позвонить. А случаи "изоляции" были, но максимум на пару недель. Самое забавное, что это практически ничего не меняло в повседневном ритме: не так уж много есть у меня причин всегда оставаться на связи. Существуют, к счастью, и другие средства коммуникации, тот же интернет, например. Да и Абакан – городок маленький, расстояния не критичные. Через пару дней без телефона перестаешь жить как на иголках, успокаиваешься и расслабляешься.
Виктория:
– Я вряд ли смогла бы отказаться от связи. У меня в телефонной книге около 300 контактов, еще куча людей, у которых есть мой телефон не только по работе, но и вообще.
Антон, 22 года, татуировщик:
– Отказаться вообще или частично? Я могу отказаться от всего и сразу, приняв решение уйти из Вавилона, скажем, в лес. Такие планы у меня есть. А вот отказываться частично от цивилизации очень сложно. Все равно, что сокращать количество сигарет, а не бросать курить.
Валерий, 22 года, программист:
– Сотовая связь – это как вторые уши. Хотя иногда я могу вырубить телефон на выходных на весь день. И это ни с чем не сравнимое удовольствие!