Крупномасштабный проект по подготовке Владивостока к проведению саммита АТЭС в 2012 году может быть заморожен. Об этом пишет журнал «Итоги», ссылаясь за анонимное заявление крупного чиновника из Минфина России. Премьер-министр Владимир Путин продолжает называть стройку во Владивостоке одним из приоритетов бюджета. А жители Приморья уверены: саммита АТЭС у них точно не будет. Стройки двух мостов уже приостановлены.
По утверждению источника из Минфина, многие в правительстве России склоняются к более экономному варианту: провести саммит АТЭС в Стрельне, пишут «Итоги». На реализацию проекта по созданию центра международного сотрудничества на острове Русский, который намечено построить к саммиту АТЭС 2012, уйдет не менее 284 миллиардов рублей, из которого федеральный бюджет должен будет выделить 202 миллиарда.
Бюджет профинансировать эти расходы в полном объеме не сможет, сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на источник в Минфине и предположила, что из проекта может быть исключена застройка острова Русского. Такое решение может поставить крест на проведении саммита АТЭС именно во Владивостоке, отмечает журнал «Эксперт»: предполагалось, что президенты стран Ассоциации встретятся именно на Русском, для чего сейчас с материковой части города на остров строится мост через морской пролив.
В конце февраля на Красноярском экономическом форуме мнение о необходимости переноса саммита из Владивостока в другой город высказал директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. Информационные агентства сообщили со ссылкой на Алексашенко: «В ходе данного форума заместитель министра финансов РФ Александр Новак совершенно неожиданно для меня сказал, что Министерство финансов выступает против финансирования расходов по проведению мероприятий АТЭС на Дальнем Востоке, которые с точки зрения сегодняшней ситуации являются абсолютно не нужными расходами бюджета. У нас есть замечательный комплекс Константиновского дворца в Санкт-Петербурге, уже готовый, приезжай и проводи в любое время все мероприятия».
В начале марта глава Владивостока Игорь Пушкарев побывал в Москве, чтобы принять участие в совещаниях Минрегиона и Минфина, прямо касающихся саммита АТЭС. По итогам командировки в столицу мэр Владивостока заверил, что планы по проведению саммита АТЭС 2012 года во Владивостоке остаются в силе. «Глава Министерства финансов Алексей Кудрин не ставит вопрос о переносе саммита АТЭС-2012 в другой город, – заявил Пушкарев. – Есть полное понимание того, что Владивосток нужно развивать».
В то же время, в пресс-службе администрации Владивостока сообщили, что «есть понимание того, что в условиях кризиса необходимо максимально оптимизировать планируемые затраты». Как ожидается, окончательное решение по корректировке пространного списка объектов саммита должен принять уже к середине марта лично премьер-министр Владимир Путин, полагает «Эксперт».
Чиновник дальневосточной дирекции Минрегиона сообщил газете «Ведомости», что уже начато финансирование четырех объектов: двух мостов — через бухту Золотой Рог и на остров Русский, стройбазы на острове и очистных сооружений в городе Артем. При этом он добавил, что после последней ревизии выяснилось, что в программе вообще не заложено строительство объектов электроэнергетики, а на достройку Уссурийской ТЭЦ необходимо еще 45 миллиардов рублей.
Всего к саммиту АТЭС-2012 во Владивостоке планировалось построить 36 объектов. О том, как проходит строительство двух из них, 10 марта рассказала краевая газета Приморья «Арсеньевские вести».
Мост через бухту Золотой Рог, который свяжет центр Владивостока с мысом Чуркин, начал строиться в центре города. Сначала начались взрывные работы, осколки скал попадали на дома. Эвакуация жителей с места взрывов началась после того, как взрывные работы были начаты, в авральном порядке.
Когда мостостроители бурили скважины для опор моста, бур неожиданно «забуксовал». Оказалось, что строители наткнулись на подземный завод. Трехуровневый подземный завод длиной в 270 м и глубиной залегания от 15 до 27 м, расположенный в центре города, строили военные еще в 40-е годы для производства боеприпасов и ремонта танковых двигателей. Затем его приспособили под склады, а позже оборудовали под бомбоубежище. Когда мостостроители сделали топосъемку, то обнаружили, что потолок завода почти удалось пробить. Как строить дальше через завод – неясно, поскольку согласно проектной документации скважины под опоры должны уйти в глубь на 20-25 м, утверждает издание.
Весной, когда потекли талые воды, обнаружилось, что построенный въездной тоннель на будущий мост затопило. Вероятно, в спешке забыли проложить дренаж. Оставить без дренажа тоннель во Владивостоке, где тайфуны летом превращают дороги в горные потоки, невозможно – вода потечет в тоннель. Исправление этой ошибки может оказаться дорогостоящим, утверждают «Арсеньевские вести».
Строительство второго моста, который свяжет Владивосток с островом Русский, началось с насыпи дамбы. В начале марта стало известно, что насыпь «похудела» на 80 000 тонн грунта – их смыло в море.
Дамба за несколько минут «утонула» в водах пролива Босфор Восточный, сообщает Primamedia. Два плавучих крана, работающих на объекте, чудом уцелели во время происшествия: один успел сняться с якоря самостоятельно, другой оттащили буксиром. Как рассказывают строители, присутствующий на месте отсыпки рабочий, забив колышек, посмотрел налево и ахнул: весь труд нескольких недель исчез. К счастью, в это время никаких активных работ на дамбе не производилось, техника находилась не на островке. А плавкранам удалось вовремя уйти.
Дамба ушла под воду уже второй раз – в конце прошлого года в море унесло 40 метров, а теперь уже 120 метров искусственного «островка безопасности». По оценкам специалистов, «утонули» более 160-ти миллионов рублей, утверждает Primamedia. «Скорее всего, что-то не рассчитали, или же течение настолько сильное» – высказались специалисты, занимающиеся разбором сложившейся ситуации. Сейчас к исследованию морского дна и подводной части дамбы решено привлечь водолазов.
«Технологии не позволяют возвести все объекты в сроки», – пояснил Виктор Гребнев, гендиректор одной Тихоокеанской мостостроительной компании, выигравшей тендер на строительство двух мостов.
Премьер-министр Владимир Путин между тем заявил, что подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке остается одним из приоритетов распределения средств федерального бюджета. Об этом он сказал 12 марта на встрече с шахтерами в Новокузнецке. Ранее Владимир Путин неоднократно заявлял, что мост к острову Русский должен быть сдан в срок – к 2011 году.
Перенос саммита из Владивостока в пригород Санкт-Петербурга будет означать отказ от амбициозных планов развития Приморья. Саммит – не самоцель, а повод дать импульс развитию депрессивного дальневосточного региона, заявлял ранее быший глава Минэкономразвития Герман Греф. На базе объектов саммита на острове Русском должен вырасти Дальневосточный федеральный университет и новый Академгородок.
Между тем немецкое издание «Russland aktuell» иронизирует: «Кремль вряд ли будут мучить угрызения совести, когда он пригласит глав государств Тихоокеанского региона перелететь через всю Россию на встречу на высшем уровне к Балтийскому морю. На это указывает место проведения саммита ЕС-Россия 21-22 мая: Россия приняла решение о том, что гости из Брюсселя и Праги приедут в Хабаровск».