«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок». В среде водителей ему уже дали упрощенное название «Закон, отменяющий обязательный техосмотр и доверенности на управление автомобилями». Какие же последствия для владельцев и водителей транспортных средств повлечет за собой данное событие.
За консультацией мы обратились к исполняющему обязанности заведующего юридической консультацией юрконторы «Адвокат» Сергею Овсянникову.
Почему именно туда? А потому что юридическая контора «Адвокат» была создана еще в 2002 году и специализируется на оказании услуг в сфере хозяйственного, гражданского и корпоративного права.
С 2003 года юрконтора обеспечивает правовое сопровождение деятельности АО «Бердянский «Агротехсервис» и входящих в состав холдинга предприятий.
За эти годы представители ЮК «Адвокат» участвовали во многих судебных процессах, большинство из которых выиграли, накопив серьезный практический опыт.
От доверенностей лучше не отказываться
– В нашей стране, зарегулированной не только законами, но и множеством подзаконных актов, настоящий Закон №8397 можно назвать революционным, – считает юрист Сергей Овсянников, – кардинально меняющим ряд законодательных актов и во многом упрощающим жизнь владельцам, водителям и пользователям транспортных средств.
Украина постепенно приближается к европейскому и российскому законодательству, которое гораздо либеральнее в вопросе нотариальных доверенностей на управление автомобилем, ведь даже в России уже давно действует форма рукописной доверенности.
Закон, отменяющий обязательный технический осмотр для легковых автомобилей, не использующихся в коммерчес-ких целях, также предусматривает исключение доверенности из перечня документов, дающих право на управление автомобилем, но в то же время не отменяет ее. Водители, управляющие автомобилем «по доверенности» могут спокойно продолжать это делать дальше.
С правовой точки зрения это означает, что водитель, управляющий чужим автомобилем, не должен подтверждать доверенностью свое право на это, а именно на сотрудников ГАИ возлагается ответственность и обязанность доказывать противоправность действий водителя, включая проверку автомобиля на угон, другое противоправное завладение.
Как пояснил Сергей Овсянников, необходимым и достаточным теперь будет наличие водительского удостоверения и регистрационного документа на автомобиль, даже если этот автомобиль зарегистрирован на другое лицо.
Но в то же время, что касается «необязательных» доверенностей на право управления транспортным средством, собственнику необходимо учесть, что она является документом не для показа ГАИ, а для его же безопасности в случае передачи авто другому лицу.
Потому что права остановить транспортное средство, используемое для совершения противоправного деяния, никто ГАИ не лишал. Поэтому не исключено, что вы получите автомобиль и техпаспорт от знакомого, а этот же знакомый сообщит в ГАИ, что автомобиль угнали. Этому же знакомому ничто не помешает передать документы и автомобиль другому лицу, которое может совершить ДТП и скрыться, а то и вовсе продать машину дельцам, специализирующимся на угонах и разборке краденых автомобилей.
Далее владельцу могут предъявить иск о возмещении материального ущерба, связанного с ДТП, где участвовал автомобиль, переданный в пользование, и так далее.
– Так как в нашей стране вопреки Конституции действует презумпция вины и принцип вменения вины, т. е человек считается виновным, пока не докажет обратное, и считается, что он совершил конкретные действия, даже если очевидно, что он их не совершал, названные ситуации вполне вероятны, – считает Сергей Овсянников.
Поэтому, чтобы не рисковать своим имуществом, собственнику лучше оформить документ о передаче транспортного средства, изложив в нем основные условия, право передоверия, возмещения ущерба и т. д. Чтобы он соответствовал действующему законодательству, это нужно сделать с участием юрис-та. Потратившись один раз на его услуги, владелец автомашины будет иметь на руках правовой документ многоразового использования, обеспечивающий его безопасность. Необходимо также учитывать, что при сложившейся практике передачи транспортных средств по генеральной доверенности, являющейся фактически одной из форм продажи, также не исключены проблемы в большей степени для Поверенного (покупателя или его представителя).
Прежде всего, это связанно с тем, что собственником транспортного средства остается Доверитель, и в случае наложения ареста на его имущество, возникновения судебных тяжб, бракоразводных процессов и раздела имущества, транспортное средство также будет предметом иска, спора, раздела и т. д.
«Счастливый» пользователь автомашины может быть высажен где -то в пути, а авто изъято сотрудниками ГАИ в связи с отменой генеральной доверенности владельцем или судом.
Специалистами юрконторы разработаны документы, которые оформляются между Доверителем и Поверенным в присутствии свидетелей при передаче транспортного средства по генеральной доверенности. При возникновении выше описанных ситуаций Поверенный может вернуть денежные средства в случае отзыва, отмены генеральной доверенности Доверителем, его супругой или по другим обстоятельствам, повлекшим аннулирование, отмену, отзыв генеральной доверенности.
Также подчеркиваю, что принятый закон предусматривает отмену обязательного технического осмотра только для легковых автомобилей, которые не используются в коммерческих целях.
В то же время не освобождаются от технического осмотра транспортные средства, используемые для автомобильных перевозок людей, грузов, в том числе опасных грузов. Так, для легковых автомобилей, которые используются в коммерческих целях, грузовых автомобилей, независимо от формы собственности, грузоподъемностью до 3,5 тонн, прицепов к ним со сроком эксплуатации более двух лет технический осмотр должен проводиться каждые два года.
Грузовые автомобили грузоподъемностью более 3,5 тонн, прицепы к ним и автомобили-такси независимо от срока эксплуатации должны проходить технический осмотр ежегодно. Автобусы и специализированные транспортные средства, которые перевозят опасные грузы, независимо от срока эксплуатации должны проходить технический осмотр дважды в год.
Однако согласно закону №8397 Государственная автоинспекция МВД устраняется от проведения обязательного технического контроля транспортных средств, с передачей этих полномочий субъектам хозяйствования.
Штраф за отсутствие техосмотра – до 425 грн
Отметим, вступающий 13 августа в силу Закон №8397 вносит изменения во многие законы Украины.
Прокомментировать новшества мы попросили Юрия Чонгова – юриста ЮК «Адвокат».
– Да, действительно, положения принятого закона предусматривают изменения Законов Украины «О дорожном движении», «Об автомобильном транспорте», «О милиции», «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств», «О страховании», а также в Гражданский кодекс Украины и в Кодекс об административных правонарушениях.
Водителям транспортных средств нужно помнить, что этим же Законом установлена административная ответственность за несвоевременное прохождение технического контроля водителями транспортных средств, подлежащих обязательному контролю (штраф от 340 грн до 425 грн).
ЮК «Адвокат» имеет достаточный опыт работы и большую практику по обжалованию постановлений ГАИ о наложении штрафов.
Специалисты юридической конторы в большинстве случаев добивались отмены постановлений ГАИ, даже в тех случаях, когда нарушения водителями правил дорожного движения записывались с применением средств фото- и видеофиксации.
Более детальные консультации по вопросам, связанным с оформлением документов на право передачи транспортного средства, дополнительных гарантийных обязательств при приобретении машины по генеральной доверенности можно получить в юридической конторе по адресу: г. Бердянск, улица Матвеева, 1, телефон – 76-888, моб. – (050) 931 48 1.7.
Каждый водитель должен иметь с собой три документа
За комментариями мы обратились и к исполнительному директору «Украинской пожарно-страховой компании» по г. Бердянску Александру Поплавскому:
– Закон №8397 затрагивает и сферу страхования. Но основное в том, что теперь владелец транспортного средства, передающий свой автомобиль другому лицу, и человек, садящийся за руль чужого автомобиля, должны четко осознавать, что помимо водительского удостоверения и технического паспорта водитель обязан иметь с собой действующий полис «автогражданки».
Обращаю внимание на то, что если у владельца транспортного средства полис первого типа (в правом верхнем углу данного документа должна стоять цифра «1»), то в таком случае за руль данного автомобиля может садиться любой человек. Если же полис третьего типа (в верхнем правом уголке стоит цифра «3»), то этот полис действителен только для лиц, кто непосредственно вписан в полис. Поэтому, когда вы берете машину у друга, родственника и т. д., чтобы проехать по своим делам, вы должны помнить о том, что у вас на руках должно быть три документа: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства и полис «автогражданки».
Обращаю также внимание на то, что для субъектов хозяйствования – владельцев транспортных средств перед приобретением полиса необходимо получить протокол проверки технического состояния транспортного средства.
В целом же, если говорить о страховании для автовладельцев, то хочу отметить, что с сентября грядут новые серьезные изменения (поменяться должен вид полиса, его стоимость, введение европротокола и т. д.). Но подробнее об этом целесообразно будет говорить уже в сентябре.
Обо всех грядущих изменениях, а также о практике применения вступившего в силу закона мы обязательно расскажем в следующих номерах газеты с участием юристов ЮК «Адвокат». По материалам сайта http://vesvladivostok.ru