У нас в городе и, по большей части, в России наиболее распространена сжиженная смесь пропана и бутана. Практически все, что будет рассмотрено в статье абсолютно верно и для метана (сжатый природный газ), за исключением заметно большей стоимости оборудования и объема газового бака. Основными преимуществами нефтяного газа перед бензином:
- Экономия;
- Антидетонационная стойкость;
- Октановое число нефтяного газа - 103-105, что практически исключает детонацию деталей двигателя. Это достоинство газа может быть особенно актуально для двигателей с высокой степенью сжатия, потребляющих высокооктановый (и дорогой) бензин.
- Отсутствие катализаторов разрушения металлов.
- Газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд (будут работать намного дольше, а они - не дешёвые)
- Диффузия. Газ легко смешивается с воздухом и равномерней наполняет цилиндры однородной смесью, поэтому двигатель работает ровнее и тише. Газовая смесь сгорает почти полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания.
- Стабильность агрегатного состояния. Газ поступает в двигатель в паровой фазе, поэтому он не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разбавляет масло в картере.
- Скорость сгорания смеси. Газ сгорает немного медленнее, чем бензин, что снижает нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает "мягче".
- Экологичность. Содержание вредных веществ в выхлопе снижается в несколько раз.
В сумме все эти факторы дают Двойную (и более) экономию средств на топливе, продлевают срок службы двигателя на 30-50%, масла и свечей - в два раза, и, как следствие, значительно снижают не только эксплуатационные, но и ремонтные затраты!
Устанавливайте оборудование только на техцентрах, имеющих разрешение на выполнение этих работ и специально обученный персонал - газ штука серьезная. Не стоит устанавливать газобаллонное оборудование самостоятельно, даже если Ваша квалификация позволяет это сделать правильно и качественно. Во-первых, Вы не сможете провести проверку и настройку ГБО, а во-вторых, не сможете получить документы, разрешающие эксплуатацию и будете иметь серьезные проблемы с ГИБДД при прохождении техосмотра.
Есть еще плюс, автомобиль становится двутопливным, переключение с бензина на газ осуществляется переключателем из салона. Соответственно, увеличенный запас хода, ну и в случае какой-либо поломки можно доехать до СТО своим ходом.
Все хорошо, но, чтобы газовая установка на вашем автомобиле не стала источником проблем и насосом, выкачивающим деньги из вашего бюджета, надо серьезно отнестись к выбору установщика оборудования и самого оборудования. В этом году компания LOVATO S.p.A. полностью изменила дизайн редукторов и клапанов. Это связано, с одной стороны, с большим количеством подделок "а-ля Ловато" в Восточной Европе, Турции, Индии, с другой, увеличением функциональных возможностей продукции. Это относится не только к оборудованию
Lovato
, но и к другим. Фирмы производители стараются защищаться от подделок, но лучшим выбором для Вас будет обратиться к установщику, дорожащему своей репутацией. Уже много лет ГБО активно устанавливается в Екатеринбурге, однако очень часто приезжают автомобили с неработающим ГБО, где все неисправности связанны только с низкой квалификацией установщиков. Простые примеры: для достаточно крупной и известной фирмы устанавливающей ГБО (с которой я активно сотрудничаю) стало откровением, что нельзя запитывать электрическую часть ГБО от "+" катушки зажигания. Из-за такого подключения сгорел блок управления двигателем, надо признать, что установщик повел себя вполне адекватно, он компенсировал клиенту стоимость блока управления и провел обучение персонала. Но надо заметить, что потребовалось, чтобы "гром грянул". По этой же причине газ может хлопать, заниженное напряжение на катушке ослабляет искру, что обязательно скажется при попытке начать движение или резко набрать скорость. И таких тонкостей все больше и больше, что напрямую связанно с ростом количества иномарок в России. Многие установщики ГБО, не имея возможности проконсультироваться, вынуждены экспериментировать на своих клиентах.
Задумываясь об установке газового оборудования, следует учитывать, что за него надо платить. Перед установкой оборудования надо посчитать, насколько экономически оправдана эта операция. Многие ездят отдыхать на автомобиле, поездка на море и обратно, что уже вполне серьезная мотивация для установки ГБО. За одну такую поездку можно оправдать стоимость установки.
Установка ГБО на современные автомобили не представляет особых трудностей, как многие могут думать. Применение систем впрыска газа (ГБО 4-го поколения) позволяет комплексно решать все проблемы. На текущий момент, только на машины, оборудованные системами непосредственного впрыска топлива, еще нет работоспособных систем.
Сейчас вспомнил, у нас в мастерской стоит
Lexus
RX
300, где причиной гибели двигателя стала одна неудачная заправка на севере. Не очень давно, я сталкивался с подобным случае на автомобиле Форд, а пару лет назад такое было на ВАЗ-21083. Ремонт двигателя ВАЗ-21083 стоит значительно дешевле, чем ремонт или замена двигателя иномарки. Газовое топливо хорошо тем, что в силу своих характеристик, оно не только не в состоянии так навредить мотору, но оно и чистит его. Содержание тяжелых веществ в газовом топливе очень низко. Соответственно масло остается чистым очень долго, а мотор внутри зачастую очень мало отличается по цвету от нового, нет этих вредных темных смолистых отложений.
На моей практике были моторы ВАЗ, наездившие по 250 тыс. км, где требовался только ремонт головки блока цилиндров. Ремонт блока цилиндров не требовался.
К вопросу о безопасности. Газ не опаснее бензина. При грамотном расположении газового бака и правильной установке системы вентиляции опасность от газового баллона не больше, чем от бензобака. Практически все газовые клапана на баллонах оборудованы отсекателями, т. е. если где-либо вы повредите газовую трубку (ну дороги у нас такие), то отсекатель просто отрубит подачу газа. Тут безопасность даже выше, чем у бензинового автомобиля. Не стоит экономить и при выборе самого бака, баки некоторых производителей требуют ежегодного освидетельствования, другие раз в 10 лет. Боязнь газа приводит к положительным последствиям, люди внимательно следят за исправность оборудования и при малейших подозрениях обращаются на газовый сервис. Нередко встречаются машины с абсолютно исправным ГБО и потрескавшимися бензиновыми шлангами.
Самое известное всеми утверждение про ГБО (даже те, кто его не эксплуатировал), что "машина теряет мощность на газу". На текущий момент оно крайне неверно, это еще идет с тех давних лет, когда большинство машин были рассчитаны на бензин марки АИ-76 или меньше и система зажигания была механическая. Современные машины имеют высокую степень сжатия, зачастую от 10 единиц, что для газа очень даже хорошо. А возможности современных ЭСУД (бортовых компьютеров) позволяют откорректировать зажигание под более выскооктановое топливо.
Вопрос об установке газового оборудования стоит после консультации с людьми уже эксплуатировавшими подобные автомобили и установщиками. Стоит провести диагностику мотора и системы зажигания перед установкой ГБО. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru