Вечер 14 декабря, по заданию редакции, я провел в кабине снегоуборочной машины. Эту уникальную возможность нам предоставил МУП "Архпромхоз", предприятие отвечающее за уборку территории Ломоносовского округа, Майской горки и двух мостов. За несколько часов ночной смены, я на себе прочувствовал тяжесть профессии, хамское отношение других водителей и узнал, что качественно убирать дороги можно только нарушая ПДД.
На смену снегоуборочные бригады заступают в 22.00, до этого все должны получить путевые листы и задание по уборке. О том, где нужно выровнять сугроб или откуда вывезти снег - узнают заранее: от начальства или жителей города. За ночь колонна может убрать примерно 80 км дорог. При неблагоприятных погодных условиях и того меньше. На уборку ночью выходит до двадцати машин, которые делятся на колоны, у каждой свой участок. Смена длится до восьми утра. С двух ночи до четырех - обед. График работы у водителей сутки через двое.
Первый в колоне
Мы двигаемся первыми в колоне, не знаю насколько это престижно, но некое превосходство ощущается. За рулем Сергей Порывкин, водитель с большим профессиональным стажем, уборкой дорог он занимается всю сознательную жизнь - с 1978 года. Рассказывает, что всегда ездит первым в колоне, так повелось. Технология уборки достаточно проста и изменению с советского времени не подавалась. Снег вычищают экскаватором, затем щетками, потом посыпают песко-соляной смесью. Порывкин вспоминает, что в советское время щетки были лучше, и хватало их на сезон, сейчас расходной материал меняют примерно раз в месяц. Автомобили отечественные, карбюраторные. Нашей КО713 (так обозначают машины, которые созданы специально для коммунального обслуживания) уже семь лет, вроде как ломается не часто, хотя сравнивать Сергею не с чем, он всю жизнь работает на российских продуктах.
Сознательное нарушение
Понять водителя снегоуборочной техники, можно только сидя в кабине рядом. Мы двигаемся колонной, но другие участники движения так и норовят проскочить. Видимо сильно торопятся, но это большой риск. Мертвых зон в снегоуборщике много, его масса не сопоставима с легковушкой и случись ДТП, лучшее чем можно отделаться - это ремонт.
Дорожные полицейские останавливают снегоуборочную технику редко, хотя последние часто нарушают ПДД. Мы двигаемся по двойной сплошной Ленинградского проспекта, вроде и нарушение, но по правилам дорогу не почистить - это факт.
Вот сейчас с левого ряда направо поворачиваем, если случится ДТП, останемся виноваты. У меня такие бывали. Вот последний, случился в конце ноября. Таксист летел с большой скоростью, а я выходил на разворот. Он оказался в мертвой зоне, у меня от отвала до бордюра метра четыре еще было, я остановился, он мог бы проехать. Но стал тормозить, в итоге въехал мне в угол отвала. Тормозной путь у него был метров двадцать. Приехали гаишники пояснили, что виноват то я, не пропустил. Пошел с правого ряда в левый поворот. А что мне делать, но ведь оказываюсь без вины виноватый. Еще и на работе за это премии лишили, - рассказывает Сергей.
Понимание и уважение - залог чистоты
На машине дорожных уборщиков висит мигалка, она предупреждает об опасности других участников дорожного движения. Никаких преимуществ оранжевый проблесковый маячок не дает, но видно его отлично, из далека. Относиться нужно с понимание, пропускать автомобили подобного класса, иначе мы не увидим чистых дорог. Когда-то в советское время проблема обсуждалась, даже шел разговор о том, чтобы повесить на первую машину синюю мигалку. Но с другой стороны дорожники жизни не спасают.
За годы работы у Порывкина появились и любимые улицы. Например, Ленинградский, проспект отремонтирован и убирать его хорошо, район Майская горка - пробок практически нет. Хуже всего работать в центре. Поскольку город не рассчитан на такое количество автомобилей, сложность вызывает элементарный проезд. А здесь еще и вычистить все нужно. Кстати, преграды для работ по уборке снега создаем мы сами. Если на вашем подъезде висит объявления, что будет производиться уборка придомовой территории и автомобиль необходимо отогнать или припарковать в другом месте, то это нужно сделать. Или взять лопату и самостоятельно все вычистить. Когда мы проезжали по улице Воронина, то припаркованные авто у дома 45, корпус один мешают вести работы. Причем по словам Сергея, многие из них стоят с осени и убирать их никто не собирается. Есть такая практика, что автомобиль эвакуировали, почистили, место и возвращали обратно. Но это слишком затратно.
Водители снегоуборщиков какая-то особая каста автомобилистов, как таксисты или джипперы. У них свой сленг, свои приметы, некая общность людей, которые способны понимать друг друга без слов. Они идут стройной колонной, не всегда находят общий язык с другими водителями, но работают для нашего блага.