Если кто-то уловил в заголовке данного материала политический подтекст, то совершенно напрасно. Речь в нем пойдет о насущном и не имеющем к страшно далеким от народа политическим играм никакого отношения. Накануне в редакцию нашего издания пришел мужчина и принес сочинение собственного авторства. Ознакомившись с ним, наш корреспондент решил выборочно опубликовать "Непутевые заметки таксиста Михалыча", а также ответы на некоторые вопросы, заданные им.
Бойкот?
Начинаются "Записки" так: "Только ленивый сегодня не дискутирует о том, как будет работать в ближайшее время такси, а большинство людей понятия не имеют, как оно устроено, это такси. И, вообще, кто такие эти люди, какие у них проблемы? Власть многие годы закрывала глаза на этот вид деятельности, а проблем здесь немало. И вдруг государство решило поставить на учет всех граждан, которые занимаются этим видом деятельности, обязало всех извозчиков получить разрешение. А каковы результаты? За четыре месяца этой работы зарегистрирована пара сотен извозчиков (по состоянию на 16 февраля, по информации минтранса Хакасии, выдано 310 разрешений – прим. ред.). В то же самое время этим бизнесом в нашей республике занимается не одна тысяча людей. Это что, бойкотирование закона? Нет! Все гораздо проще: люди перестали верить в серьезность намерений наших властей, всех достала непоследовательность принимаемых решений, их скоропалительность".
Наверное, можно предположить, что основную часть населения, или в данном контексте, пассажиров, не должно излишне интересовать, "как оно устроено, это такси", а также "кто такие эти люди, какие у них проблемы", тем более, что иной таксист сам расскажет о себе независимо от того, интересно это пассажиру или нет. Человеку важнее ощущать оптимальное сочетание цены и качества, то есть возможность доехать до пункта назначения за приемлемые деньги и, желательно, без телесных повреждений. Можно предположить, что в этом и была суть нового закона о такси, который загнал частных извозчиков в определенные рамки.
Цена – качество
Поискать ответ на вопрос: "Что же все-таки происходит: преднамеренное бойкотирование закона или попросту проявление его несовершенства?" – мы решили там, где ответ на него, по крайней мере, гипотетический, знать должны. Естественно, речь идет о самих таксистах. Поэтому стали их "заказывать".
Первым приехал мужчина лет сорока по имени Алексей на отечественной "пятнашке" неопределенного года выпуска. В принципе, нельзя сказать, что Алексей закон обходил: в салоне присутствовали все необходимые документы, разрешение минтранса, техосмотр и свидетельство из налоговой. Кстати, получить последнее в принципе не так сложно, как жалуется большинство: взять в налоговой пакет документов, уплатить 800 рублей пошлины, простой шариковой ручкой (говорят, это особенно важно) и печатными буквами заполнить заявление, сделать копию паспорта, причем обязательно листы с фотографией и пропиской, принести все это дело обратно в налоговую, и через неделю вы уже счастливый обладатель свидетельства государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Понятно, что и налоги таксист обязан платить, как предприниматель, по единой ставке – за год это примерно 15 тысяч рублей. Отсюда следует, что дополнительные налоговые расходы отражаются на цене за проезд: все верно, после нового года цены заметно подскочили. Если кому-то не нравятся цены на проезд в Абакане, можете съездить в соседний Минусинск: там они примерно абаканские, хотя расстояния значительно меньше. Растет ответственность перед государством – растет цена, с этим не поспоришь.
Маршрут, по которому мы попросили проехать Алексея, состоял из двух адресов. От автовокзала сначала необходимо было доехать до дома в районе загса, а затем еще до одного дома по проспекту Дружбы Народов. Казалось бы, далеко не окраины: улицы Туманную или Морозную искать не было необходимости. Однако при этом водитель попросил нас показать, как доехать до загса, что и было сделано. Со вторым адресом возникла проблема, поскольку мы сами не очень представляли, как именно туда необходимо проехать. Пришлось выходить из положения при помощи карты и врожденной смекалки, в связи с чем дорога заняла примерно на полчаса больше, чем планировалось.
Оказалось, Алексей не так давно занимается частным извозом, а точнее – совсем недавно. Приехал из сельской местности и на первое время нашел работу в такси, впрочем, не исключая возможности задержаться в профессии. "Многие опытные водители, кто давно работал, из нашего такси ушли, потому что стало не так выгодно работать: считайте, так же, как и раньше платим хозяину, а еще и налоговой платим. Так что им выгоднее самим "бомбить". А официально берут тех, кому пойти больше некуда, и машины нету, а хозяин за нее налог частично платит", – объясняет Алексей нам тонкости колесного бизнеса.
В завершение поездки он по нашей просьбе выдал чек об оплате – все, как положено.
Косвенное подтверждение тенденции, о которой упомянул Алексей, мы нашли на следующий же день. Наш новый таксист оказался более, чем опытным, кружил по городу, что твой Виталий Петров, все адреса знал назубок, при этом умел находить не только официальные пути подъезда, но и "тайные тропы". С первого же виража водитель начал жаловаться на тяжелую судьбу: мол, разрешение получи, техосмотр пройди, налоги заплати – словом, одни расстройства. При этом все процедуры таксист описывал настолько точно, что не оставалось сомнений – он все это прошел лично. Однако на вопрос, имеется ли разрешение у него, ответил неожиданно: "Да нет, конечно, я, как узнал, сколько там всего надо, решил, что да ну его на... (далее исключительно табуированная лексика – прим. ред.), езжу же, и нормально!".
Работает ли закон? Да, но нет.
Семью кормить надо
Однако вернемся к "Непутевым запискам таксиста Михалыча". В коих, помимо прочего, автор трактует и новые правила прохождения технического осмотра транспортного средства.
Вкратце напомним, что с нового года эту процедуру передали в частные руки.
"Как бы не изменились правила игры, техническое состояние вашего автомобиля никого не интересует. Нужны наши бабки, а все остальное – сплошная имитация. Вот и колесят по нашим городам и весям бесшабашные "бомбилы", у которых не работают световые приборы, с летней резиной в зимнее время, с разбитыми стеклами, да и с более серьезными проблемами. Присмотритесь, и вы все это увидите в натуре".
В поисках суровой правды снова отправляемся на улицы. Мониторинг плавно переместился в соседний Красноярск: куда только не заведут пытливый разум журналиста его неутомимые ноги. Задача предстала донельзя тривиальная – уехать домой из ночного клуба: соответственно, было вызвано такси.
Кстати, в Красноярске усиленно практикуется система смс-оповещений: приезжает такси, то есть не такси, а просто машина, без шашечек и каких-то других опознавательных знаков, клиенту приходит сообщение, в котором указывается марка и номер машины, соответственно, клиент садится в нее, тихо-спокойно, вроде как это и не такси.
Вызван был вот такой же автомобиль, но во время ожидания обнаружилось, что численный состав желающих прокатиться превышает количество пассажирских мест в легковом автомобиле. Ехать все равно надо, поэтому было решено воспользоваться услугами местного "бомбилы", в распоряжении которого оказался классический отечественный автомобиль марки "Ваз-2101". В процессе обсуждения стоимости проезда выяснилось, что "бомбила" не такой уж и местный, а скорее совсем не местный, родом, очевидно, откуда-то из стран Ближнего Зарубежья. На вопрос: "Техосмотр-то есть?" – молодой человек похлопал глазами и произнес нечто вроде "да".
Что пассажиров пятеро, водителя абсолютно не смущало, зато было то, что в "Записках Михалыча" названо "более серьезными проблемами": он почти не говорил по-русски. В Красноярске есть район Взлетка, и для приезжего человека все дворы там кажутся как будто одинаковыми, сразу и не разберешь, откуда пришел и куда надо идти. Наверное, эта деталь и сыграла с "земляком" недобрую шутку, потому что он возил нас по району около получаса, хотя после оказалось, что нужный адрес находится буквально в соседнем дворе. При этом было очевидно, что водитель не находит нужного адреса непреднамеренно, он попросту не знает, где это находится. Естественно, по приезду мы вежливо попросили водителя вернуть часть уплаченных за проезд двухсот рублей, хотя резко передумали, когда таксист взмолился: "Брат, семью кормить надо, что я родным пошлю, денег-то не будет совсем, ничего же не заработаю! Откуда приехал, да почему с Узбекистана? Я из Азербайджана, с Кавказа!". В итоге 50 рублей таксист вернул и поехал обратно к клубу за новыми пассажирами.
Счетчик?
Не, не слышал
В "Непутевых записках таксиста Михалыча" сказано и о таксометрах, которые должны были стать основным новшеством после реформы такси.
"Получив заветную карточку о прохождении техосмотра и все прочие документы, вам нужно еще получить разрешение в минтрансе, а выдадут его вам только при наличии таксометра. Но вот беда: лицензированные приборы в нашей стране не продаются. Кто подскажет, как быть?" – спрашивает в своих записках Михалыч.
В минтрансе Хакасии нам рассказали, что для выдачи разрешения соискателю обязательно наличие документа, который подтверждает, что автомобиль оборудован таксометром. Выдать такой документ может либо фирма, которая устанавливала прибор, либо, если водитель устанавливает его сам, "он должен расписаться, что установил".
По факту мы ездили на такси несколько дней подряд в надежде увидеть хоть один счетчик, дабы посмотреть, что же это все-таки такое. Но, увы: в частности, уже упомянутый таксист Алексей, имея все документы, про счетчик даже не слышал, сказав, "что это решает хозяин, а хозяин пока молчит".
Отчасти ответ на все вопросы таксист Михалыч дает сам в завершение "Непутевых записок": "Ни один таксист не против самого закона о такси, людей возмущает то, что он оторван от реальной жизни. Ну, скажите, пожалуйста, зачем извозчику из села Кукуево таксометр, если он перевозит в день по восемь пассажиров до ближайшей станции?".