В понедельник, 4 июня, в общественной палате Республики Хакасия прошел "круглый стол", участие в котором приняли абаканские предприниматели, занимающиеся частным извозом, и чиновники республиканских министерств и ведомств. Таксисты пришли в общественную палату, чтобы спросить у государственных служащих, как жить дальше.
Что посоветовали чиновники, читайте в материале нашего корреспондента.
Война и мир
Проблема, которая обсуждалась на "круглом столе", в общем-то, обсуждается уже не первый месяц. В некоторых СМИ происходящее на улицах городов назвали "войной таксистов и "бомбил": периодически между группировками перевозчиков, действительно, происходят стычки. Если это и война, то власть не спешит принимать в ней чью-либо сторону.
Суть проблемы в том, что наряду с перевозчиками, у которых есть лицензии на работу, таксометры в машинах и регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, продолжают работать, или "бомбить", таксисты-нелегалы. Естественно, не утруждаясь получением вышеуказанных документов и дополнительными затратами, "бомбилы" имеют перед легальными таксистами определенные преимущества: могут снижать цены на проезд, тем самым лишая конкурентов работы, а бюджет – налогов.
"Бомбилы" были и есть. Будут ли "бомбилы"? На этот вопрос законопослушные предприниматели попросили ответить чиновников. А еще поинтересовались, что делать им сейчас, когда нелегалы спокойно колесят по улицам с пассажирами на борту?
На встрече отметили, что сейчас в Абакане работает всего две фирмы такси, которые зарегистрированы по всем правилам, а минтранс выдал более 400 персональных лицензий на работу в этой сфере. При этом существует много фирм, которые тоже имеют регистрацию в налоговых органах, но таксисты, работающие там, не получили разрешений минтранса. Сотрудники ГИБДД констатировали, что уличить таких перевозчиков в нарушении закона сложно: наличие антенны от рации ничего не доказывает (подобные есть на многих грузовиках), а пассажир в случае, если такси остановят сотрудники органов, легко может заявить, что его просто подвез знакомый. Наличие технического осмотра ГИБДД сейчас также проверить не в праве (если нет визуальных неисправностей), поскольку с 2012 года прохождение технического освидетельствования передано в частные руки. Диспетчерские службы, которые существуют при таких таксопарках, тоже закон не нарушают: они просто оказывают "информационные услуги населению", а перевозчиками не являются.
Более того, в последнее время все больше такси переходят на работу "по смс": вызываешь такси, через какое-то время на сотовый телефон приходит сообщение о том, что машина в пути. Когда такси прибывает в пункт назначения, приходит еще смс с указанием марки и номера машины, человек выходит и садится в автомобиль, а в такси он сел или нет – никто, кроме него, не знает.
Еще одна уловка есть в отечественном законодательстве: многие фирмы оформляют разрешения на осуществление коммерческих перевозок, а на деле возят пассажиров. Как сказали на встрече, "так работает вся Тверь, да и по всей России".
Закон не помогает, мат – всегда!
Упоминание о "тверской" практике не на шутку задело представителя минтранса Хакасии Александра Мардаева. Первый заместитель министра заявил о том, что "это до поры до времени", а также попросил предпринимателей не паниковать раньше срока. С 1 июля, когда закон о такси окончательно вступит в силу, появится "точка невозврата": все лицензированные такси будут обязаны иметь соответствующую светографическую форму и специальные маячки. Вот тогда-то ответственные государственные службы выйдут на дороги и не дадут таксистам-нелегалам спокойной жизни.
– В начале августа нужно собраться еще раз. Тогда и будет видно, или у нас, пока гром не грянет, мужик не перекрестится, или не так, – заявил Александр Мардаев.
Вообще, о специфическом русском менталитете на встрече было сказано немало: в частности, представители антимонопольной службы посоветовали бороться с ним посредством жалоб в прокуратуру и ОБЭП, причем не просто жалоб, а конкретных заявлений. Если нет заявления, то и проверять никого не будут, так было всегда. Вопрос – на кого конкретно писать заявление, если, к примеру, таксист трудится без всякой регистрации, повис в воздухе.
Сотрудники МВД посоветовали законопослушным перевозчикам "повышать качество обслуживания", тем самым вытесняя нелегалов с рынка, а общественная палата выразила уверенность в том, что рейды проверяющих организаций необходимо освещать в тогда и "бомбилам" неповадно будет". Выслушав все "советы", один из предпринимателей кинул в сердцах: "А воз и ныне там! ".
Оказавшись на улице, таксисты закурили и высказались по поводу сложившейся ситуации без купюр, как и подобает представителям суровой профессии.
– С 1 июля лицензированных-то и начнут долбить. Надо на х... все это снимать и ездить по телефонам, вот и все. Они правильно говорят, у кого на машине нет ничего, того и вычислить трудно, а долбить будут тех, кто обклеенный. И еще придираться будут: а у тебя неправильно приклеено вот тут, а у тебя тут буква маленькая, а не большая! Б... ть, на тебе!
С фразой одного из предпринимателей, похоже, согласились все его коллеги и, немного постояв, разошлись – делать законопослушный Бизнес без советов.