Любой житель дальневосточной части страны, наверное, слышал, что в последние дни минувшего года у нас во Владивостоке заработал якобы первый российский автомобильный завод за Уралом. На открытие предприятия, якобы построенного компанией Sollers (бывшая «Северсталь-авто», производитель УАЗов и сборщик нескольких иностранных марок), специально приехал главный «единорос» и премьер Владимир Путин. Гендиректор Sollers Вадим Швецов показал ему якобы собранный на заводе UAZ-Patriot. Премьер лично протестировал машину и заявил, что нужно развивать собственную страну, а не «дядю за морем».
Но на самом деле сборочная линия «Sollers-Дальний Восток» строится совсем не для выпуска УАЗиков. Ранее тот же Швецов и сам не раз говорил, что предприятие организовано для сборки иномарок – корейских внедорожников SsangYong и японских грузовиков Isuzu. О производстве УАЗов во Владивостоке речи даже не шло.
Но в октябре 2009 года на встрече с тем же Путиным итальянский премьер-министр пообещал купить один из первых автомобилей, выпущенных во Владивостоке, если завод заработает до конца года. Не продавать же Сильвио Берлускони один из корейских SsangYong, пробная партия которых (10 машин) там якобы собиралась в тот момент. Вот и пришлось демонстрировать «УАЗ-Патриот».
Правда, злые языки утверждают, что вообще никакого самодостаточного конвейера во Владивостоке до сих пор нет. А корейские автомобили были привезены готовыми.
Напомним, что завод во Владивостоке Sollers разместила на пустующей территории судоремонтного и обанкроченного «Дальзавода». На новую площадку было перевезено оборудование якобы для сборки SsangYong и Isuzu с предприятий компании в Набережных Челнах и Елабуге. Соответственно сюда якобы и перенесена вся «отверточная» сборка корейских автомобилей Sollers (в дальнейшем планируется якобы наладить и сварку кузова) в России.
Благодаря близости производства к стране-поставщику машинокомплектов в Sollers рассчитывают якобы сэкономить на себестоимости автомобилей как минимум 5%. Но спрос на корейские марки на Дальнем Востоке весьма невелик, не более 1%, ведь рядом Япония.
К слову, о соседнем Китае как огромном рынке сбыта почему-то говорят очень мало. Видимо, власти Поднебесной напрочь закрыли дорогу иностранному автопрому, в том числе и российскому…
Тогда довольно странно выглядит еще один правительственный, читай «единоросовский» глобальный проект – пресловутая российско-китайская программа стратегического развития территорий Сибири, Дальнего Востока и северо-восточных провинций КНР. Уж очень односторонне, мягко говоря, российская «партия власти» рассматривает наши отношения с Китаем через «автопромышленную» призму.
Надо отметить, что в прошлом году во Владивостоке тот же Вадим Швецов говорил, что при объеме производства завода 30 000-60 000 автомобилей в год (после выхода на полную мощность) компания рассчитывает продавать на востоке России не более 2000 в год. Но ведь если везти остальные якобы собранные автомобили с Дальнего Востока в другие российские регионы, то вся экономия на доставке комплектующих сойдет на нет?
Пока же бравурный «запуск» завода задачу продемонстрировать промышленный подъем региона выполняет – ведь кредит Внешэкономбанка как раз и дан в рамках целевого государственного развития Дальнего Востока и так называемой антикризисной правительственной программы. Кстати, такая «великая автомобильная мистификация» происходит на фоне падения российского рынка на пятьдесят с лишним процентов – это почти тройное снижение прибыли у продавцов и двойной спад автопроизводства в стране. Кризис, конечно, кончится, продажи, может быть, подрастут. Но к 2020 году может выйти очень грустный сценарий.
А вот для рабочих большинства заводов России отверточная сборка и есть иностранное производство. Автомобиль, как в конструкторе, собирается по частям. Причем почти без конвейеров. О передаче технологий и внедрении пресловутых инноваций, о которых не устают автоматически повторять «единоросы» вслед за президентом Дмитрием Медведевым, больше говорят, нежели это происходит в реальности. Производить комплектующие у нас просто некому. Однако сейчас почти каждая иномарка, собранная отверткой, не стесняется называть себя сделанной в России. Дальневосточные специалисты, ранее занимавшиеся ввозом и сборкой «конструкторов», уверяют, что подобное «машинное производство» вполне можно было бы доверить любому приличному владивостокскому или хабаровскому автосервису при дороге…
Например, «АвтоВАЗ» жалуется: автомобили были бы лучше, если бы не брак поставленных деталей. А ведь и этот автогигант в партнерстве с Nissan-Renault в конце прошлого года объявил о намерении строить автозавод на Дальнем Востоке. Даже Путин об этом сказал на встрече с премьер-министром Франции. Правда, дальневосточные руководители филиалов «АвтоВАЗа» об этом – ни сном, ни духом. Опять мистификация ВВП? Или что-то иное? Тенденция, однако…
Пока же так называемый отечественный автопром взывает к поддержке государства. И в кризис стал это делать особенно сильно. Да, российские власти обещают помочь и помогают уже напрямую деньгами – свыше триллиона рублей до 2020 года – и косвенно – стимуляцией продаж, например, с помощью пока явно недоработанной программы утилизации старых машин. Кстати, казна в этой связи похудеет еще примерно на 10-11 миллиардов рублей ради того, чтобы какой-нибудь дальневосточный владелец машины смог, потратив 3 тысячи рублей, получить сертификат на 50 тысяч, сдав в утиль свой автомобиль. И это тоже пока вовсе не обещает сверхдоходов именно российским компаниям. К тому же инфраструктура для реализации этой «утильной» программы не создана. Короче, грустные картинки вырисовывается и в общем, и в частности.
Так стоило ли на том же Дальнем Востоке именно сейчас «огород городить»? Стоило ли именно сейчас лишать работы и заработка около 150-200 тысяч дальневосточников, занимавшихся автобизнесом, чтобы рассказывать на весь мир «легенду» о возникновении автозавода аж на 700 рабочих мест?