Серьезную трудность составляло то, что армия имела лишь один комплект переправочного парка, который надо было еще подвезти к берегу и установить на реке. Кроме того, также требовалось быстро доставить находившиеся у нее в тылу, на ст. Торопиловка, 33 резиновые лодки и 50 деревянных.
Но и этого было мало.
Например при распределении имевшихся переправочных средств по дивизиям и корпусам штаб армии смог выделить 51-му стрелковому корпусу комплект переправочного парка для установки в районе Сваромье, Вышгород 19 резиновых и 30 деревянных лодок. Это означало, что основной массе личного состава дивизий предстояло преодолеть Днепр на подручных средствах.
И можно лишь изумляться той широкой инициативе, изобретательности, смекалке, которые проявляли воины армии в изготовлении и подготовке таких средств.
Ими стали самодельные плоты, импровизированные паромы и множество других еще более простых приспособлений.
Южнее 28-й армии
Так, здесь основная роль была отведена 28-й армии, которая в связи с этим получила часть сил 38-й армии и северную половину старосалтовского плацдарма. Оттуда ей и надлежало нанести удар по врагу, прорвать его оборону на участке в 15 км по фронту и обеспечить ввод подвижной группы, предназначавшейся для обхода Харькова с севера. Между тем управление 28-й армии было только что сформировано, не успело изучить ни данную местность, ни противостоящего врага, а потому и не смогло действовать с должной эффективностью, особенно в начале операции.
Южнее 28-й армии должна была наступать 38-я. Ей приказывалось прорвать оборону противника на 26-километровом фронте и овладеть рубежом Лебединка, Зарожиое, Пятницкое, а затем, продолжая продвигаться вперед, совместно с правофланговыми частями 6-й армии замкнуть с востока кольцо вокруг чугуевской группировки врага и разгромить ее.
В дальнейшем 38-й армии предстояло участвовать в наступлении на Харьков.
Заметно увеличилась партийная прослойка в армии
В то время партия, перераспределяя свои силы, направляла в войска сотни тысяч коммунистов. Значительное их число прибыло и в 38-ю армию.
Среди них были опытные партийные работники, направленные в политорганы, а также отряды политбойцов. Это способствовало повышению уровня всей воспитательной деятельности, особенно во вновь сформированных соединениях и частях. Целенаправленная партийно-политическая работа помогла повысить и боеготовность тех соединений, три четверти личного состава которых были призваны из запаса и еще не участвовали в боях.
Здесь особое внимание уделялось распространению боевого опыта и популяризации подвигов героев первых недель войны.
Всей этой деятельностью успешно руководил политотдел армии, который тогда возглавил бригадный комиссар И. С. Калядин, высокообразованный политработник, обладавший большим опытом работы в войсках. Ему хорошо помогали начальник отделения пропаганды и агитации бывший секретарь Тернопольского обкома партии А. Г. Приходько, лектор А. Б. Слуцкий, работники политотдела Е. Я. Вишман, И. А. Власов, В. А. Здоров,B.
А. Радзаевский, А. Г. Алексееико, Я. М. Путрушин и другие.