Наши войска заканчивали освобождение Польши и Венгрии, громили врага в Восточной Померании и Восточной Пруссии, форсировали и готовились нанести сокрушающий удар на берлинском направлении. На очереди была и задача полного освобождения Чехословакии, в осуществлении которой должна была принять участие и 38-я армия.
Итак, снова в Чехословакию.
На ее земле соединения и части 38-й армии сражались в период Карпатско-Дуклинской операции, когда они с тяжелыми боями шли на помощь борющимся словацким патриотам.
С тех пор почти вся восточная часть этой страны была очищена от врага войсками 4-го и 2-го Украинских фронтов. 38-я и 1-я гвардейская армии за то же время разгромили противника в южной части Польши.
Причем, обогнув Карпаты с севера, они вновь приблизились к границе Чехословакии, на этот раз к одному из ее важнейших экономических районов, центром которого являлся г. Моравская Острава. Это и определило решение командования фронта, согласно которому названные две армии должны были наносить главный удар в предстоящей операции.
Слева от них предстояло действовать 18-й армии.
В последующие три дня 38-я армия
Однако даже соединившиеся 38-я и 4-я танковая армии были не в состоянии оказать существенное влияние на ход событий в целом. Ибо они осуществляли давление на противника лишь с востока и юга и, следовательно, могли только выталкивать его на запад, где наших войск было мало и куда в основном пробивались окруженные.
Кроме того, к этому времени оказалась ослабленной и 38-я армия.
Еще 28 марта управление 74-го стрелкового корпуса и две дивизии — 155-я и 305-я, а 30 марта также и 183-я были выведены из ее состава и выдвинуты на усиление северо-западной части кольца окружения. Поэтому в последующие три дня 38-я армия сохраняла лишь две трети своих прежних сил. 1 апреля в ее состав прибыл 30-й стрелковый корпус, который до этого входил в состав 1-й гвардейской армии.
В частности, он успешно действовал при прорыве обороны противника в районе Любар и при наступлении на Острополь и Проскуров.
Среди отличившихся в этих боях был заместитель начальника оперативного отдела штаба корпуса майор Н. Ф. Кузьмин. Энергично и умело выполняя свои обязанности по обеспечению непрерывного управления войсками в сложной обстановке, он по заданию командования часто на месте руководил выполнением маневра в бою, не раз водил бойцов в атаки. Так было и в начале марта, когда один из батальонов 705-го стрелкового полка под натиском противника начал отходить.
Н. Ф. Кузьмин остановил дрогнувших бойцов и увлек их за собой в бой, в результате которого положение было восстановлено.