В 1362 году город Рунгхольт, стоявший на берегу северного моря, затопили морские волны. Об этом затонувшем городке и его обитателях ходят в округе странные истории. Где находился Рунгхольт, точно неизвестно. Археологи и энтузиасты краеведы давно ищут остатки легендарного поселения вблизи острова Пельворм.
В 1882 году этой страстью заразился известный в то время немецкий поэт Детлев фон Лилиенкрон, который полтора года был старостой сельского округа на острове Пельворм. Поэт фон Лилиенкрон обобщил все отрывочные рассказы о затонувшем Рунгхольте и его беспокойных призраках, облёк в поэтические строки и приукрасил своей фантазией. Именно это яркое стихотворение о городе, захваченном морской стихией, окончательно сформировало легенду об ушедшем на дно городе.
Известно, что таинственный Рунгхольт действительно существовал. В семидесятых годах XX века в Гамбурге в Государственном архиве найден старинный документ, содержание которого подтверждает существование церковного прихода «Рунгехольте». Но в административном округе Эдомсхарде города с таким названием никогда не было. Историки полагают, что Рунгхольт основан около 1200 года на берегу протоки, к юго-востоку от Пельворма. Население, около тысячи человек, занималось преимущественно сельским хозяйством, кроме того, в Рунгхольте была маленькая гавань. Вряд ли жители купались в роскоши, ни о каком особенном богатстве не может быть и речи.
Возможно, на кораблях в Рунгхольт доставляли соль, которая в средние века была ходовым и недешёвым товаром.
В предполагаемом районе Рунгхольта не найдено никаких признаков роскошных захоронений или других следов присутствия зажиточных горожан. Месторождений соли там не было, кругом только торфяники. Тем не менее Рунгхольт именно благодаря гавани имел, возможно, немаловажное значение для всех обитателей округа Эдомсхарде.
Рунгхольтские жители не ожидали беды. Они много лет строили дома на донных отложениях в том месте, где в ледниковый период проходило русло глубокой протоки. Основание пересохшего русла мало-помалу оседало и наконец туда хлынули волны Северного моря. Несмотря на высокие дамбы, построенные с необычайным усердием и трудолюбием, люди не смогли отстоять у разбушевавшейся стихии обжитое место. 16 января 1362 года земля, на которой они жили, безвозвратно исчезла под водой.
ПОТОП - БОЖЬЯ КАРА
За что настигла погибель мирных горожан? Об этом у людей на побережье есть разные объяснения. Знатоки здешних мест многозначительно шепчутся между собой: «Всё это неспроста - Божья кара за ужасные грехи! »
В 1666 году автор «Северофризской хроники» Антон Хаймрайх описал наводнение в Северной Фризии в приукрашенном виде. У него получилось настоящее сказание, с занимательными подробностями и добавлениями, придуманными за почти триста лет.
«Средь этих всех затопленных мест, - начинается повествование Антона Хаймрайха, - особенно примечателен... Рунгхольт». По словам автора хроники, благосостояние округа зависело от этого города, и старожилы рассказывали о нём много чудесного. Современники Хаймрайха знали немало историй о «подводном городе».
«Однажды призвали священника, чтобы причастить больного», - сообщает Хаймрайх. Но, когда этот благочестивый муж вошёл к страждущему, он увидел на кровати здорового мужика, пьяного как свинья - это богохульники хотели поиздеваться над добродетельным христианином. В негодовании он поспешил выйти вон, но его не выпустили. «Безбожные гуляки» остановили его силой, отняли жестянку с просфорой для причастия и налили туда пива.
Церковник после такого поношения стал взывать к Господу, чтобы Бог покарал грешников. Прошло совсем немного времени, и с моря подул ужасный ветер, на сушу накатили высокие волны. Морская пучина поглотила всех. Стихия не пощадила никого, кроме священника и двух или, пожалуй, четырёх девственниц.
Во второй половине XVII века, когда Хаймрайх писал свою хронику, Северное море закрыло берег в районе бывшего округа Эдомсхарде толстым слоем отложений. В заливаемой приливами территории уже тогда находили очень мало остатков прежних поселений. В некоторых местах накопился такой толстый слой песка и ила, что там снова образовалась суша, куда не доходили волны. На этот раз участки суши достались людям ненадолго. Через какое-то время море начало затоплять эту землю. Площадь островка Зюдфалль, например, в течение 130 лет уменьшилась в три раза и составляет теперь 56 гектаров. В сильный шторм весь остров полностью под водой.
ПОДАРОК СО ДНА МОРЯ
Это было в 1921 году, в День Святой Троицы, в солнечный весенний день. Крестьянин Андреас Буш с острова Нордштранд ехал в повозке и проезжал через затопленный участок. Он уже подумал, что придётся поворачивать назад, потому что лошади увязли по брюхо в жидком иле. Крестьянин с неимоверными усилиями вытащил повозку с лошадьми на твёрдое место.
То, что он потом увидел, изменило всю его дальнейшую жизнь. Прямо перед ним торчали из воды на 70 сантиметров сваи осушительного шлюза-регулятора. Немного подальше можно было различить нижнюю часть верфи, и угадывались пахотные угодья. Море схлынуло и обнажило рядом с островом Зюдфалль остатки средневекового поселения. Андреас Буш сразу подумал, что это легендарный Рунгхольт.
До этого открытия никто точно не знал, где находилось место, судьба которого по сей день волнует умы жителей фризских островов. На некоторых старинных картах Рунгхольт лежал севернее Зюдфалля, а на других он обозначен «скорее» к югу от этого острова.
Андреас Буш долгие годы занимался углублёнными поисками следов Рунгхольта и предавался этому занятию с подлинным энтузиазмом. Он терпеливо дожидался отлива, обследовал, фотографировал, составлял подробнейшие карты местности. За научные заслуги - археологические исследования на месте предполагаемого Рунгхольта - самоучка Буш был отмечен Университетом Кристиана Альбрехта в Киле.
НОВЫЙ ВКЛАД
Печальная история «подводного города» на этом бы и закончилась, если бы не этнолог Ханс-Петер Дюрр. Всё началось с того, что летом 1992 года Дюрр с женой и детьми проводил лето на острове Нордштранд. В летнем домике он нашёл карту, составленную в 1652 году картографом Иоханнесом Мейером из Хузума (города на западе земли Шлезвиг-Гольштейн). Карта называлась «Очертания Рунгхольта и его приходов. Год 1240». Дюрр припомнил известное стихотворение Лилиенкрона и решил изучить вопрос и самостоятельно обследовать местность, в частности, тот участок, где нарисовал Рунгхольт картограф середины XVII века.
В июне 1994 года профессор вместе с группой студентов Бременского университета приехал в Хузум и отправился на поиски исторических артефактов. Там, где на карте Мейера лежал Рунгхольт, профессор Дюрр начал раскопки, затруднённые тем, что указанный участок покрыт водой и толстым слоем илистой жижи - суши там фактически нет.
Должностные лица из Археологического управления земли Шлезвиг-Гольштейн не в восторге от инициативы бременского учёного. Экспедиции Дюрра оживили интерес к истории средневекового Рунгхольта, а призрачное богатство затопленного портового города и случайное открытие Буша «вдохновляют на подвиги» местных кладоискателей. Однако профессора Дюрра не так-то просто остановить. Он написал книгу, в которой обобщил результаты своей одиннадцатилетней работы и сопоставил их с большим количеством скрупулёзно собранных исторических сведений. Профессор уверен, что он не только нашёл подлинный Рунгхольт, но и обнаружил доказательства существования на этом месте поселения ещё в бронзовом веке. Это поселение, якобы, поддерживало торговые связи с городами Средиземноморья, в частности, с островом Крит. По мнению специалистов, эта гипотеза не имеет под собой никаких оснований.
Хотя профессор Дюрр окончательно подорвал свой авторитет в глазах археологов и историков, все любители местных легенд и поверий должны быть ему благодарны за поддержание славы «подводного города».