В отличие от века двадцать первого, когда "Торино" постоянно пребывает в тени заклятых друзей-земляков из Турина, в послевоенные годы "Ювентус", наоборот, боролся за выживание, а вот "Торино" считался суперклубом не только серии А, но и во всей Европе. Во главе с капитаном Валентино Мацоллой туринцы выигрывали золотые медали чемпионата Италии с 1946 по 1948 годы.
3 мая 1949 года футболисты "Торино" провели в Лиссабоне матч с местной "Бенфикой", в котором проиграли португальцам со счетом 3:4. На другой день "Торино" вылетел обратно в Турин на трехмоторном самолете марки "Фиат". Всего на борту находился 31 человек: весь состав команды, менеджеры клуба, итальянские журналисты и один болельщик. В Барселоне самолет совершил посадку для дозаправки. В это время там находился еще один клуб "серии А" "Милан". Миланцы оказались последними, кто видел футболистов "Торино" живыми.
Когда до Турина оставалось лететь буквально час, самолет попал в зону повышенной туманности, крылом задел башню базилики Суперга, развернулся и на большой скорости врезался в землю. Все пассажиры, находившиеся на борту, погибли. Из состава "Торино" в живых остался только один футболист, который не полетел в Лиссабон из-за травмы. После гибели команды доигрывать оставшиеся шесть туров чемпионата Италии пришлось молодежному составу "Торино". В итоге "Торино" стал чемпионом, а восемнадцати погибшим игрокам чемпионское звание было присвоено посмертно.
"ВВС". 1950
Первая массовая катастрофа в истории отечественного спорта произошла 5 января 1950 года. Хоккейная команда ВВС, которую в сезоне 1949-1950 к первому в истории чемпионству вел "хозяин" команды командующий ВВС московского военного округа Василий Сталин, полетела в Челябинск для Игры с местным "Дзержинцем". Основной причиной, почему хоккеисты полетели именно самолетом, стало желание руководства дать возможность сыграться с партнерами главному приобретению команды Всеволоду Боброву. Бобров был переведен в состав "летчиков" накануне, и в Челябинске должен был состояться его дебют в новом клубе.
Изначально хоккеисты планировали отправиться в Челябинск поездом, как в те годы делали все команды чемпионата СССР. Однако играющий тренер Борис Бочарников упросил Василия Сталина воспользоваться служебным положением и отправить хоккеистов самолетом. Из-за погодных условий Урал в тот день был закрыт для авиации, однако руководство ВВС приняло решение сажать самолет в Челябинске. Четыре раза пилоты пытались зайти на посадку, а пятый стал роковым. По официальной версии, летчиков дезориентировали сигналы военного аэродрома, который находился рядом. Экипаж потерял ориентировку, и самолет рухнул на землю. Официальных сообщений о катастрофе не было, не то время, тем более, близился юбилей Сталина-старшего: матч не отменили, а в Челябинске сыграла и выиграла уже другая команда.
Точные списки погибших были опубликованы только в начале шестидесятых. Из тех, кто находился на борту, спастись не удалось никому. Остались в живых пять игроков из состава ВВС, которые по разным причинам не полетели в Челябинск. В том числе Всеволод Бобров: по поводу того, почему Боброва не оказалось на борту, ходят легенды. Сам Всеволод Михайлович вспоминал, что на самолет попросту опоздал, потому что не услышал будильник.
"Манчестер Юнайтед". 1958
Команду "Манчестер Юнайтед" образца 1958 года называли "малыши Басби" в честь главного тренера Мэтта Басби и из-за молодости игроков. 6 февраля 1958 "Малыши Басби" сыграли в Белграде с местной "Црвеной Звездой" вничью 3:3 и по итогам двух матчей прошли в полуфинал розыгрыша Европейских чемпионов. Лететь обратно в Англию пришлось через Мюнхен, необходимо было дозаправить топливные баки.
Попробовав взлететь в аэропорту Мюнхена, пилоты обратили внимание на повышенные колебания в левом двигателе. После некоторых размышлений: задержаться на ремонт двигателя или попробовать взлететь еще раз, было решено лететь. Самолет начал разгон по взлетной полосе, но, не набрав нужной скорости, врезался в ограждение, а затем в здание дома, который располагался поблизости. Из 44 пассажиров, находившихся на борту, 21 погиб мгновенно. Позже умерло еще два человека. Вратарь "Юнайтед" Гарри Грегг помог выбраться из уже горящего самолета нескольким пассажирам, в том числе беременной женщине.
Комиссия, которая была создана для расследования катастрофы, сначала придерживалась версии об ошибке пилота, однако в итоге было установлено, что самолет не смог взлететь из-за огромного скопления полужидкой снежной массы на взлетной полосе, поэтому вина целиком лежит на руководстве аэропорта.
В составе "Манчестер Юнайтед" погибло восемь футболистов, а еще двоим пришлось уйти из футбола из-за тяжелых травм. Команде в спешном порядке пришлось покупать игроков из других клубов. После аварии "Манчестер" выиграл всего один матч в рамках чемпионата, занял итоговое девятое место, проиграл в финале Кубка чемпионов и уступил "Милану" в полуфинале Кубка Европейских чемпионов.
"Пахтакор". 1979
11 августа 1979 года в небе над украинским городом Днепродзержинском столкнулись два Ту-134. Это первая в истории авария с участием самолета этой марки. На борту одного из них, летящего по маршруту Ташкент – Донецк – Минск, находилась футбольная команда "Пахтакор". Второй самолет направлялся из Челябинска в Кишинев, на борту было 88 пассажиров и 6 членов экипажа.
При столкновении на высоте в более чем восемь тысяч метров спастись не удалось никому. По версии следствия, катастрофа произошла из-за ошибки диспетчера. Кроме того, ситуацию осложняло то, что один из трех свободных воздушных коридоров был занят по указанию сверху: Черненко собирался лететь на ковер к Брежневу. Для того, чтобы команда "Пахтакор" продолжила существование было принято беспрецедентное решение: вместо погибших футболистов играть за ташкентский клуб стали добровольцы из других команд союзного чемпионата. В "Пахтакор" пришло пятнадцать игроков, в том числе из московских "ЦСКА" и "Спартака", и команде дали право на три сезона гарантировано играть в высшем дивизионе, независимо от занятого места.
"Локомотив". 2011
Первая массовая спортивная катастрофа в двадцать первом веке. Самолет ЯК-42 при вылете из ярославского аэропорта "Туношна" не смог набрать высоту и столкнулся с антенной маяка. Направлялся ярославский клуб "Локомотив" в Минск для первой игры в сезоне против местного "Динамо". Из 45 человек команды и членов экипажа выжить удалось только двоим: это хоккеист Александр Галимов и борт-инженер Александр Сизов. Александр Галимов скончался в больнице 12 сентября.
Гибель "Локомотива", который в последние годы был одним из лидеров отечественного хоккея, стала шоком для всего спортивного мира: в составе команды помимо российских игроков, выступали легионеры из Чехии, Швеции и Белоруссии. В Ярославской области был объявлен трехдневный траур, а старт чемпионата России по хоккею перенесен на несколько дней. Матч за Кубок открытия между "Салаватом Юлаевым" и "Атлантом" был прерван после первого периода, когда пришло известие о катастрофе.
Что будет с командой "Локомотив Ярославль" дальше, пока не понятно. Не исключен вариант того, что в первенстве КХЛ будет играть молодежный состав. Кроме того, уже звучала мысль о том, что в "Локомотив" на добровольной основе перейдут игроки из других клубов, некоторые из них, к примеру, Алексей Яшин, ныне играющий в НХЛ, в интервью дал согласие играть за свою бывшую команду.