Ежегодно в мае проходит всероссийская акция – Ночь музеев. В Москве 60 музеев, 35 выставочных залов, 42 галереи, 6 арт-центров. Акция начиналась днём. У стен древнего Кремля очередь завивалась бесконечной живой змеёй. У галереи Шилова навстречу мне бежали две девушки в гриме и старинных костюмах. Ветер развевал их длинные платья. Оживлённая атмосфера чувствовалась во всём. И я тоже отправилась в музей – самый дорогой моему сердцу – общественный музей имени Н. К. Рериха.
У входа в музей установлен Мемориал, представляющий собой скульптурное изображение Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. В соответствии с волей их сына Святослава Николаевича в Мемориал были заложены капсулы с их прахом, привезённые из Индии.
Общественный центр-музей им. Н. К. Рериха является одним из красивейших архитектурно-художественных ансамблей российской столицы. Он воссоздан из руин без какого-либо финансирования со стороны государства. «Красное» крыльцо (XVII в) предваряет вход в музей. Перешагнув порог, по резной лестнице поднимаюсь на второй этаж в зал. Здесь экспонируются фрески талантливой художницы Нины Волковой, отображающей вехи развития планетного человечества.
В следующем, «Петербургском зале» собраны экспонаты о семье Рерихов. Николай Константинович сочетал общественную и научную деятельность с работой художника. За свою творческую жизнь он написал около 6000 картин. Елена Ивановна Рерих принесла миру Учение Живой Этики, которое даёт людям нравственные критерии изменения мира через самосовершенствование каждого человека как представителя Космоса. Выдающимися людьми были и их сыновья Юрий и Святослав. Юрий Николаевич Рерих был крупнейшим знатоком Востока и свободно владел 31 языком. Святослав Николаевич Рерих был выдающимся художником, более 4000 картин принадлежат его кисти. Пристальное внимание он уделял также фармакологии. Именно ему мы обязаны созданием данного музея в Москве.
На сегодняшний день музей представляет собой уникальное культурное пространство, соприкасаясь с которым, люди получают представление о космической эволюции человечества. Это единственный общественный музей в Москве, который занимается организацией передвижных выставок по всей России. Сотни тысяч людей в разных городах страны имели возможность познакомиться с шедеврами живописи.
Полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича, реликвии, рукописные и художественные раритеты, книги, а также личные вещи, сопровождавшие Рерихов в долгих странствиях, фотодокументы и коллекция старинной бронзы из индийской долины Кулу – всё это и многое другое представлено в музейной экспозиции. Здесь всё гармонично и продуманно: скульптуры, предметы и картины, мягкое освещение, музыка. Особенное чувство вызывают картины. Они необыкновенно прекрасны.
«Русский зал». Здесь представлены диорама, украшенная резьбой по дереву «Русь языческая и Русь христианская», картины «Сергий», «Земля славянская». Необыкновенной синевы небо на картине – результат творческого поиска художника в наиболее выразительных средствах. Известно, что картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича писались темперой, в состав которой входили минералы и различные смолы растений, что придавало им необыкновенную цветовую насыщенность, светимость.
Из русского зала перехожу в зал Живой Этики. Ощущения такие, как будто находишься в Космосе. В центре – пирамида с бюстами Вестников Космической эволюции, приходивших на землю от сотворения Мира и до наших дней: Будды, Христа, Конфуция, Эйнштейна, Блока, Чижевского, Владимира Соловьева и других, а на вершине – Матерь Мира в сиянии сине-фиолетовой ауры... В этом зале картины Н. К. Рериха в объёмных рамах в ярком свете софитов приобретают тонкость, воздушность – это уже не картины, а ожившее пространство, куда вы попадаете под звуки музыки и мерцание звёздного неба. Все скульптуры в этом зале выполнены молодым талантливым скульптором Алексеем Леоновым.
Также есть зал, посвящённый знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции. Она прошла по маршруту Сикким – Индия – Китай – Москва – Сибирь – Алтай – Монголия – Тибет – Сикким. Был собран уникальный научный материал, проведены исследования по географии, истории, археологии, этнографии, истории философии, искусства и религии; найдены редчайшие манускрипты, собран богатейший лингвистический материал.
Н. К. Рерих создал в экспедиции более 500 полотен с видами священных гор Гималаев; был организован Институт Гималайских исследований «Урусвати»; позже состоялось подписание Пакта Рериха в защиту памятников культуры.
В зале, посвящённом Знамени Мира, присутствуют фотографии известных всему миру глав государств, космонавтов, путешественников, общественных деятелей, поддержавших идею охраны культурных ценностей. Знамя поднимали в космос, облетали с ним планету, оно побывало на Южном и Северном полюсе, на всех самых высоких вершинах мира. Есть там фотография и нашего земляка, знаменитого путешественника Фёдора Конюхова, поднявшего знамя на одну из вершин земли.
В одном из заключительных залов – масштабный портрет Николая Константиновича, написанный Святославом Николаевичем. Там же – серия картин, написанных в Трансгималайской экспедиции. Картины излучают удивительный свет, их цветовая гамма необыкновенно чиста и возвышенна.
В заключение я проследовала в зал, в котором экспонируются картины Святослава Николаевича Рериха. В картинах С. Рериха так же, как и в полотнах его отца, есть то неопределимое «нечто», которое делает их бессмертными. Особое место в экспозиции занимает картина «Возлюби ближнего своего…», написанная в 1967 г.
Международный центр Рерихов является магнитом, объединяющим передовых учёных, деятелей культуры, представителей общественности.