День памяти жертв политрепрессий широко отмечался в стенах исторического факультета ТвГУ, с 1 сентября переехавшего в отремонтированное здание женской школы Максимовича. Собрались общественные и религиозные деятели из Москвы, Петербурга, Архангельска, Пскова, Твери… По словам декана истфака Инны Серегиной, здесь происходило первое после празднования Дня знаний большое мероприятие. Готовили проведение Дня памяти начальник управления по воспитательной работе со студентами Владимир Лавренов и преподаватель факультета географии и геоэкологии Игорь Корпусов.
Актовый зал был полон. Собравшиеся с неподдельным интересом слушали священника из Пскова Павла Адельгейма, бывшего политзека, и Анну Шмаину-Великанову, больше 20 лет прожившую в Израиле и Франции, а ныне преподавателя истории иудаизма и раннего христианства в Российском государственном гуманитарном университете.
Дед священника Адельгейма был из русских немцев, получил образование в Бельгии, владел имениями Глуховцы и Турбово под Киевом, построил каолиновый, сахарный и конный заводы. В 38-м его расстреляли в Киеве. Другой дед был полковником русской армии, после революции никто о нем ничего не слышал. Мать Павла дважды арестовывали. Павел жил в детдоме, затем вместе с матерью - на принудительном поселении в Казахстане, позднее стал послушником в Киево-Печерской лавре. Из Киевской духовной семинарии его по политическим мотивам исключил нынешний митрополит-раскольник Филарет Денисенко. В 1959 году Павел был рукоположен архиепископом Ермогеном Голубевым, а через десять лет он построил под Бухарой храм. Но вскоре был осужден по ст. 190 «прим» (клевета на Советскую власть) к трем годам лишения свободы. Потерял ногу во время волнений в ИТУ поселка Кызыл-Тепа. С 1976 года служит в Псковской епархии.
Анну Шмаину-Великанову советская власть тоже не жаловала. На взгляд Анны Ильиничны, в природе советской власти - глубокая ненависть ко всему живому. Шмаин-Великанова прекрасно знает историю политкаторжан и преследований политических противников режима. Последней хорошо организованной акций политрепрессированных она считает знаменитую голодовку троцкистов, длившуюся больше ста дней.
Между тем православные люди Калининской области подавали менее известный, но не менее выразительный пример противостояния беспощадному политическому террору.
Большой утратой для тверского клира и мирян была гибель в сталинских застенках бывшего митрополита Тверского и Кашинского Серафима, архиепископа Фаддея, архимандрита М.Н. Соколова, благочинного П.А. Благовещенского, протоиереев А.А. Ильинского и М.В. Пузыревича, расстрелянных в 1937 - 1938 годах. В синодике жертв - епископы Иоанн (Троянский) и Аркадий (Остальский). Примечательно, что Фаддей (Успенский), один из 11 заместителей патриаршего престола, обвинялся в организации контрреволюционной церковно-монархической организации.
В мартирологе 1937 - 1938 годов клир проходит по строке «Церковные сектанты», их в эти годы арестовали 214 человек. Один из бывших руководителей УФСБ по Тверской области Геннадий Цветков писал: «Часть 2 ст. 58 (10) - особо тяжкий вид агитации и пропаганды. К обстоятельствам, отягчающим преступление, относилось и использование религиозных предрассудков. Поэтому в 1937 - 1938 годах по ст. 58 (10) было арестовано и осуждено большое количество священнослужителей, сектантов. В Калининской области в 1937-м - первой половине 1938 года по статье 58 (10) было осуждено 10 9.99 человек, из них приговорено к высшей мере наказания 4466 человек».
Последние годы много говорится о священниках, оставшихся верными церкви. К сожалению, практически никогда не вспоминаются блаженные и юродивые, странники и нищенствующие, богомольцы и калики перехожие. Большая их часть была уже стариками, «без определенных занятий». Почти все они ушли практически безвестными, но их жертва рано или поздно должна быть оценена.