О необходимости переговоров, которые в дальнейшем получили известность
как Уругвайский раунд, впервые заговорили в ноябре 1982 г. на совещании министров государств-членов ГАТТ в Женеве. Хотя министры ставили перед
собой задачу начать новые крупные переговоры, совещание зашло в тупик по
вопросу о торговле сельскохозяйственной продукцией и многими рассматривалась
как неудача. На деле же, рабочая программа, согласованная министрами, заложила те основы, на которых в дальнейшем была сформирована повестка дня переговоров
в рамках Уругвайского раунда.
Те не менее, потребовалось еще четыре года для изучения и уточнения вопросов в тяжелых и болезненных переговорах, в ходе которых создавался консенсус, прежде, чем министры могли встретиться вновь в сентябре 1986 г. в Пунта-дель-Эсте,
Уругвай, где договорились о начале Уругвайского раунда. На этой встрече
министры смогли принять повестку дня переговоров, в которой охватывались
практически все тогда еще не решенные вопросы торговой политики, включая
расширение системы торговли по ряду новых направлений. Прежде всего, речь
шла о торговле услугами и интеллектуальной собственности. По сути дела,
это был самый обширный мандат из числа тех, которые когда-либо согласовывались
на переговорах по вопросам торговли, причем на завершение переговоров министры
дали себе четыре года.
К 1988 г. переговоры достигли стадии "подведения промежуточных итогов", которое состоялось на совещании министров в Монреале, Канада. На этом совещании
мандат переговоров был доработан, что позволило перейти ко второму этапу
раунда. Министры согласовали пакет первых результатов, включая уступки,
касающиеся доступа к рынкам тропических продуктов, принятие которых было
нацелено на оказание помощи развивающимся странам, а также более четкую систему урегулирования споров и механизм обзора торговой политики, который предусматривал, впервые за всю историю ГАТТ, проведение на регулярной основе всеобъемлющих, систематических обзоров национальной торговой политики и
мер, которые реализуют государства-члены ГАТТ.
Разногласия относительно характера будущих обязательств в отношении реформы торговли сельскохозяйственной продукцией, которые проявились на совещании министров, проходившем в Брюсселе в декабре 1990 г., привели к тому, что было принято решение о продлении раунда.
К декабрю 1991 г. был подготовлен всеобъемлющий проект "Заключительного акта", в который вошли юридические тексты, принятие которых означало выполнение каждого раздела мандата переговоров, согласованного в Пунта-дель-Эсте,
за исключением решений, касающихся вопроса о доступе к рынкам, который
был вынесен на обсуждение на переговорах в Женеве. В последующие два года
обстановка на переговорах, подобно маятнику, непрерывно колебалась то в
одну, то в другую сторону: сегодня им предрекали неминуемый провал, а завтра
- неизбежный успех. Делегаты периодически устанавливали крайний срок окончания
раунда, но эти сроки постоянно нарушались. Перечень разногласий рос и рос:
вслед за торговлей сельскохозяйственной продукцией в него добавились вопросы
торговли услугами, доступ к рынкам, антидемпинговые правила и, наконец,
предложение о создание новой организации. От решения ключевых разногласий
между Соединенными Штатами Америки и Европейскими Сообществами зависели
все надежды на успешное завершение переговоров. Лишь к 15 декабря 1993
г. все вопросы были окончательно согласованы и решены. Тогда же завершились
и переговоры о доступе на рынки товаров и услуг. Министры большинства из
125 стран, принимавших участие в переговорах, подписали заключительный