Российские дороги оказались одними из худших в мире. Как стало известно благодаря рейтингу глобальной конкурентоспособности, по качеству автотрасс РФ заняла в 2012-2013 году 136 место из 144, потеряв за последние три года 11 позиций, сообщает "РБК".
При этом в ближайшие годы суммарный объем федерального и регионального дорожных фондов перевалит за 1 трлн. рублей. В 2013 году только федеральный фонд достигнет 450 млрд. рублей, что втрое больше госрасходов на космические программы (бюджет этого года - около 170 млрд. руб., включая развитие ГЛОНАСС и строительство космодромов), и всего на 10% меньше, чем на здравоохранение (бюджет 2013 г. - порядка 500 млрд. руб.).
В прошлом году в России предусматривалось ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции около 366,5 км федеральных автомобильных дорог (меньше 1% от общей протяженности трасс федерального значения) и отремонтировать еще 5,8 тыс. км (около 11,5%). В еще более плачевном состоянии оказались региональные автомагистрали. По данным Генеральной прокуратуры, в России более 60% дорог регионального и местного значения "не отвечают требованиям госстандартов, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции или ремонта".
Эксперты считают, что основные проблемы с качеством российских дорог вытекают из-за непрозрачной системы госзакупок. Изменить ситуацию должен новый закон "О федеральной контрактной системе", который в настоящий момент готовится ко второму чтению.
А вот расхожее мнение о том, что российские дороги являются самыми дорогими в мире, оказалось не совсем верным. Дело в том, что в европейских странах, США и Канаде в структуру затрат на строительство не входят затраты на подготовку территории: выкуп земли, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, компенсации собственникам. Согласно расчетам Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), средняя стоимость 1 км полосы движения (без НДС и учета затрат на подготовку территории) в России в 1,7 раза меньше, чем в США, и почти вдвое - чем в Германии. Однако при этом российские трассы дороже финских и китайских.