Госдума приняла в первом чтении скандальный закон о драконовских штрафах за нарушения на митингах.
Документ попал в повестку дня из графика прошлой недели. Тогда представители оппозиции добились от спикера Сергея Нарышкина отсрочки для проведения консультаций, обещая в противном случае демарш. Консультации привели только к тому, что депутаты зал заседаний не покинули. Из обещанных оговорок к тексту — комментарий о дальнейшей работе над законом, который может еще сильнее ужесточить нормы.
С утра у здания Думы на Охотном ряду прошла акция протеста, организованная партией "Яблоко". Несколько десятков активистов появились у главного думского входа, призывая прийти на согласованный митинг протеста 27 мая. У участников был протестный плакат, они раздавали желающим белые ленточки. Организаторы надеялись, что такая форма призыва, а не несогласованный пикет, застрахует их от попыток разогнать людей.
Акция стартовала в 9 утра, к 10:30 от Госдумы отъехало два автозака с задержанными, в одном из которых оказался лидер "Яблока" Сергей Митрохин (его, впрочем, потом отпустили).
"Никаких предварительных предупреждений нам не сделали, просто повязали 5 человек якобы за участие в несанкционированной акции", - рассказал "Эксперту Online" пресс-секретарь партии Игорь Яковлев. Этим полиция, похоже, удовлетворилась и стала спокойно наблюдать за оставшимися участниками, которые планировали оставаться у Думы до момента голосования по законопроекту — до 17 часов.
В зале заседаний протест по-своему поддерживала оппозиция. Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов поднялся на думскую трибуну с белой ленточкой в петлице (после перерыва уже все эсеры вернулись в зал с лентами). Справедливороссы, объявил он, не будут покидать зал во время рассмотрения вопроса, но не считают возможным участвовать в "этом абсурде". СР бойкотирует рассмотрение вопроса — представители фракции не выступают и не задают вопросы. "Потому что знаем, чем это закончится", - пояснил Миронов.
"Из недр "Единой России" выползает такая антинародная инициатива, ради запугивания тех, кто готов участвовать в акциях протеста. Привыкайте, господа единороссы, скоро вас будут назвать ПДНС — Партия душителей народной свободы. Вы не только не хотите слушать, а хотите заткнуть рот. Но не выйдет, ибо в начале было слово!", - и Сергей Миронов покинул трибуну под недовольный гул "душителей".
Инициатор законопроекта, единоросс Александр Сидякин заявил, что ничего реакционного в своей идее не видит. Считает ее не только адекватной и современной, но и символом начала либерализации административного наказания. Штраф, конечно, повышается, но в Германии он составляет 500 тыс., а в Швейцарии — 4,5 млн. рублей, подсчитывает автор. Ко второму чтению Сидякин пообещал дифференцировать ответственность: при нарушении порядка проведения публичного мероприятия штраф для граждан будет 30-100 тыс. рублей, если нанесен вред имуществу — 150-250 тыс. рублей, вред здоровью — 250-300 тыс. рублей. Это позволит не превратить конституционное право на собрание в хаос. Парламентарий убежден: "простой гражданин" никогда не будет оштрафован, а наказание настигнет "мерзавцев в масках", провоцирующих людей и нападающих на полицию.
Коммунист Валентин Романов убежден, что даже эти суммы неподъемны для участников митингов, ведь протестовать приходят люди, которым трудно живется. С ним солидарен либерал-демократ Дмитрий Савельев: в финансовых заложниках окажутся семьи участников митингов. Председатель комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР) считает, что заявленные цифры противоречат логике здравого смысла. Запрет на применение масок во время митингов тоже не вызывает у Нилова понимания: "А если люди в масках от гриппа?" Глава конституционного комитета Владимир Плигин заверяет, что мирный протест не будет вне закона, речь идет только о совершении противоправных действий. Что касается антибактериальных повязок, то Плигин рекомендует не ходить на массовые публичные мероприятия во время эпидемий ОРВИ.
Коммунист Вадим Соловьев ставит принимаемый законопроект в один ряд с другими предложениями ЕР, цель которых — выхолащивание прав и свобод гражданина. Действующих санкций вполне достаточно, чтобы наказать нарушителей, а новые нормы повлекут резкое удорожание адвокатских услуг и судебную волокиту, говорит он. Владимир Жириновский предлагает привязать штрафы к размеру зарплаты: в областных центрах он не должен превышать 25%, в районных — 10%, а сельскую местность нужно освободить от денежного взыскания. Активизацию протестных действий лидер ЛДПР связывает в первую очередь с модой — молодежь просто "насмотрелась на Африку" по телевизору. Беспартийный с недавних пор Алексей Митрофанов обещал порекомендовать власти фейсконтрольщиков, которые набили руку в московских клубах, чтобы выявлять провокаторов.
Постановление, которое все же приняли депутаты 234 голосами (67 — против), содержит ряд оговорок для принятия законопроекта во втором чтении. Предлагается уменьшить предусмотренные в первоначальном тексте штрафы, но насколько — не уточняется. Сейчас в тексте речь идет об увеличении взыскания за нарушение закона во время проведения митингов со 100–300 рублей до 1,5 млн рублей для организаторов и со 100 рублей до 10–900 тыс. рублей для граждан.
Также в ходе подготовки поправок предполагается усилить ответственность за создание помех пешеходам и транспорту или ситуацию, когда будут привлечены дополнительные силы полиции. Очевидно, депутаты захотят запретить и возможность организации стихийных лагерей (протестный лагерь "Оккупай Бай" на Чистопрудном бульваре стал возможен благодаря правовой коллизии — такая форма протеста просто не была предусмотрена законом). Суду дадут право признавать организатором митинга или шествия "лицо, фактически руководившее действиями участников". "То есть тебя назначают организатором и сдирают с тебя этот штраф, и поди докажи, что ты простой участник или мимо проходил", - поражается "яблочник" Игорь Яковлев.
Срок подготовки поправок ко второму чтению — до 29 мая. Справедливоросс Геннадий Гудков опасается, что новые драконовские штрафы будут опробованы уже на массовом протестном митинге 12 июня.