Минувшая неделя в городе Твери стала для жителей областного центра очередным испытанием на прочность. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства города и, как всегда, «неожиданное похолодание» совпали друг с другом, и всем стало понятно, что в этот год в областном центре зима будет очень холодной. Не только по погоде, а в первую очередь по температуре в жилых домах, по температуре в детских садах, школах и больницах. Такого катастрофически провального по подготовке к зиме года, похоже, в новейшее время тверичи не помнят.
Подобные неутешительные выводы были сделаны на заседании комиссии по развитию города, которое прошло в расширенном составе в стенах Тверской городской Думы. На комиссию были приглашены помимо представителей городской исполнительной власти представители энергоснабжающих организаций, региональной энергетической комиссии, а также представители прокуратуры.
Первоначально ситуацию в городском ЖКХ обрисовал Александр Голодный, заместитель главы города Твери, курирующий эту сферу. В его словах почти не было оптимизма, наоборот, была какая-то надрывная боль российского чиновника, который вроде бы и отвечает головой за эту сферу и как раз ее-то с треском провалил. Но при этом чиновник вроде бы и не виноват. Все вокруг виноваты, а он — нет.
В настоящее время, по словам Александра Голодного, в Твери 1206 многоквартирных домов отключено от горячей воды, это почти треть от всех домов города. К 1 сентября в большинстве школ города также не была подана горячая вода. Такого на памяти Голодного еще никогда не было. Виновниками ситуации он считает энергетиков из ТГК-2 и коммунальщиков из ТКС. Разводящие и даже магистральные сети не ремонтировались, теплотрассы не ремонтировались тоже, и поэтому с отоплением, которое надо будет со дня на день включать, выйдет та же петрушка. То есть его не будет.
ТКС, по словам чиновника, вообще прекращает свое существование, предварительно выкачав деньги у населения Твери. Поэтому вместо инвестиций мы в очередной раз получаем разваливающиеся сети без хозяина. И вообще, по словам Голодного, никогда ни одного реального инвестора в этой сфере за все время работы он не видел. Поэтому «городское имущество надо возвращать в казну!», пафосно резюмировал Голодный. Спросить у такого «борца за справедливость», где же он был раньше, когда в течение лета все в ЖКХ рушилось и ничего не ремонтировалось, присутствующие посчитали неловким.
Потом зашла речь о котельной в Химинституте, которая за долги давно отключена, и включать, вроде бы ее не собираются. Причину данной ситуации Александр Голодный видит в том, что для этой старой, почти сорокалетней котельной рассчитанный тариф является слишком низким.
Так или иначе, но долги котельной ВНИИСВ, что в Химинституте, остаются долгами, погасить их город не может. За так называемое нецелевое или перекрестное финансирование теперь чиновников могут посадить, поэтому ответственность никто не хочет брать. Максимум, что может сейчас сделать городская власть, так это выделить 12 миллионов рублей на ремонт второго котла этой котельной. Но это далеко не выход. Чтобы запустить эту котельную, необходимы гарантии перед поставщиками, что все долги будут выплачены. Сделать это, то есть дать гарантии, ни один орган городской власти сейчас не может, или не хочет. Поэтому совершенно неудивительно, что на данном совещании неоднократно звучали призывы просить помощи у губернатора.
Исполнительная власть областного центра сейчас действительно напоминает «хромую утку». Приговор в отношении Олега Лебедева не вступил в законную силу и может быть обжалован в Верховном суде. До этого времени, а этот период может продлиться очень долго, руководство исполнительной властью и право основной подписи формально остаются еще за Лебедевым. В определенной степени город Тверь сейчас находится в юридическом вакууме. Потому что Тверская городская Дума также фактически недееспособна. Председатель городской Думы Людмила Полосина находится «на больничном» и, видимо, не собирается проявлять инициативу в деле решения общегородских коммунальных проблем.
По окончании заседания комиссии мы обратились к инициатору заседания — депутату Тверской городской Думы Сергею Делакову, исполнительному директору Ассоциации собственников жилья Тверской области, с просьбой прокомментировать происходящее. Вот что он нам пояснил.
— Даже собрать заседание этой комиссии было очень непросто. Депутаты городской Думы, которые не входят во фракцию «Единая Россия», долго цеплялись за регламент, не хотели признавать ситуацию критической. Вроде бы у нас в городе все в порядке. Поэтому в созыве внеочередного заседания гордумы мне было отказано.
Меня в определенной степени обнадеживает, что в решениях этой комиссии будет прописано стремление города вернуть себе коммунальные сети. Я понимаю, что в вопросе с котельной ВНИИИСВ нам придется обращаться за помощью к областной власти и просить изыскать средства на запуск этого объекта. Но иного выхода, по сути, сейчас нет. Для меня только остается непонятным, кто же будет подписывать решения городской Думы по проблемам ЖКХ, которые в срочном порядке надо принимать?
Нынешнее политическое безволие председателя городской Думы Людмилы Полосиной, на мой взгляд, сродни саботажу. Похожую позицию заняли и представители партии КПРФ. Наши доблестные гордумские коммунисты, которые так громко кричали о защите интересов населения Твери, в самый ответственный момент вдруг снимают с себя полномочия и погружаются в избирательную кампанию. Все это происходит на фоне того, что даже прокуратура начинает взывать к совести депутатов и предлагает проявить политическую волю. При этом обещая всяческую юридическую поддержку. То есть острейшие вопросы и проблемы ЖКХ города Твери городской Думе можно и нужно решать, причем немедленно. Например, мы с депутатами от «Единой России» внесли предложение в случае неисполнения или несвоевременного исполнения ТГК-2 или ТКС ремонтных работ на сетях управляющим компаниям привлекать для этих целей сторонние организации. А средства на эти работы просто изымать из тех платежей, которые предназначены для ТГК-2 и ТКС. Пусть коммунальщики потом в суде доказывают, правы мы или нет. Издеваться над жителями города Твери, не ремонтируя сети, не включая горячую воду, мы никому не позволим.