Приблизилась к финишу осень – время года, когда граждане, страдающие различными психическими расстройствами, совершают всякие немыслимые поступки, а находящиеся в душевном здравии возвышенные натуры испытывают прилив творческих сил. Вот и депутаты Абаканского горсовета в этом ноябре внесли такие правки в некоторые городские нормативно-правовые акты, что теперь им за это градоначальство в пояс должно кланяться и "аллилуйя" петь, поскольку принятые народными избранниками решения чреваты для муниципальных чиновников значительным разбуханием кошельков.
В Абакане обитают самые скромные руководители
Вопрос ли это психиатрии или чего-то еще, но только в текущем году тема денежного содержания муниципального начальства поднималась в наших краях исключительно весной и осенью. В апреле забил тревогу Серый дом. Правительство подсчитало, сколько получают на руки местные руководители, и пришло к печальному выводу. Во многих территориях региона зарплаты у чиновников не просто большие, а космические, что весьма странно, учитывая, что этим муниципалитетам до процветания как до Луны пешком. Было установлено, что кое-где это дело доведено до полного абсурда. Скажем, в крошечном поселковом совете руководитель властного органа каждый месяц приносит домой больше дензнаков, чем первый заместитель абаканского мэра.
– Практически во всех муниципалитетах Хакасии установлена завышенная, на наш взгляд, зарплата, – возмущался по этому поводу министр финансов РХ Юрий Лапшин. – Подобных нарушений нет только в Абакане.
В общем, в апреле дело кончилось тем, что республиканское правительство утвердило предельные нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных тружеников.
Мы не знаем, насколько четко был исполнен этот указ на местах и действительно ли рулевые территорий урезали себе оклады. Но можно предположить, что посыл Серого дома о том, что в региональной столице обитают самые скромные руководители, стал катализатором тяжких раздумий абаканских боссов на темы типа "Уж не лохи ли мы?" или "Другие гребут, а мы чем хуже?". Наверное, тогда предержащие на столичных просторах власть стахановцы ощутили осознанную необходимость кардинальных перемен в вопросах, касающихся содержимого их худых карманов.
Возможно, еще до конца весны абаканские чиновники при помощи практически ручного горсовета хотя бы попытались как-то разрулить в свою пользу скорбную финансовую ситуацию. Но тут грянуло лето, солнце, воздух и вода... Так что решение проблемы якобы влачащих жалкое существование слуг народа было включено в повестку дня лишь недавно.
А надо ли вообще это было делать?
В мэрии главное –
не пить и не колоться
Пять лет действует в столице Хакасии нормативно-правовой акт под названием "Положение об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности (градоначальник, спикер горсовета), руководителей территориального общественного самоуправления (старосты жилых районов) и муниципальных служащих (прочие сотрудники городской администрации)". Чтение этого документа – занятие увлекательное.
Например, из него можно узнать схему оплаты труда мэрского люда. Это такая финансовая вертикаль, все денежное довольствие муниципальных служащих пляшет от оклада мэра. Скажем, если у Николая Булакина оклад такой-то (какой именно, вероятно, знают лишь Всевышний, бухгалтер горадминистрации и налоговики, поскольку Николай Генрихович, в отличие, например, от главы Хакасии, даже сведений о годовых доходах на всеобщее обозрение выставлять не обязан), то такая же сумма причитается и председателю горсовета. Оклад первого заместителя главы города составляет 92% от мэрского, а простого заместителя – 90%. И так далее вплоть до специалиста третьей категории с окладом в 20%.
Забавными кажутся характеристики ежемесячных надбавок к получке. Оказывается, муниципальные служащие в Абакане могут рассчитывать на финансовый бонус аж до 50% должностного оклада за "особые условия работы". Что к этой чрезвычайщине относится? В документе имеется расшифровка – "сложные погодные условия", "большой объем работы" и т.д. Действительно, кто ж задаром будет вкалывать, когда на улице капает дождик, а дел накопилось столько, что с коллегой за чашечкой кофе посплетничать некогда. Рассчитывать на ежемесячную премию в городской администрации может практически каждый. "Полное или частичное снижение премии" грозит лишь тем лоботрясам, которые допускают "нецелевое использование финансовых средств" (ну не сажать же за такой пустяк человека в тюрьму), "появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения" и тому подобные шалости.
В списке дополнительных поощрений для работников мэрии целый ворох финансовых радостей, перечислять которые не позволяет газетная площадь. И учитывая, что многим здесь (а руководству администрации, вероятно, наверняка) они выплачиваются скопом, не так уж скептично относишься к распространяемой злыми языками молве о том, что один товарищ в мэрии ежемесячно кладет в карман что-то порядка 270 тыс. рублей.
В общем, казалось бы, о чем еще мэрскому коллективу мечтать? Но аппетит, как известно, приходит во время еды, что и доказали произошедшие в ноябре события.
Кто поощрит мэра, если не он сам?
На ноябрьской 25-й сессии Абаканского горсовета депутатам был представлен инициированный Николаем Булакиным проект о внесении изменений в Устав нашего чудного городка. Новую редакцию этого документа дополнила глава под названием "Гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления". Гарантии Николаю Генриховичу (а именно он на пару со спикером горсовета Зинаидой Телиной попадает под это определение) потребовались не хилые. Например, проектом предусмотрены дополнительные ежемесячные "премии по результатам работы" (в размере до четырех окладов в год); премии по итогам работы за квартал (хорошо хоть, что размер их не может превышать 25% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки) и премии "по итогам года" (не более должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки).
Можно было бы, конечно, порадоваться тому, что градоначальник и спикер при таком раскладе будут жить еще лучше, еще веселей. Только вот ведь какая штука. С 2004 года в нашем регионе действует закон "О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия". Им установлен предельный размер выплат премий означенному контингенту – до четырех должностных окладов в год. Таким образом из описанных в новом городском Уставе хотелок лишь "премии по результатам работы" могут считаться соответствующими правовой норме. Прочие же квартальные и итоговые бонусы противоречат республиканскому законодательству. Идем дальше.
Казалось бы, у таких представителей VIP-общественности, как градоначальник или председатель горсовета, нет ни малейшего повода бояться тяжелой в финансовом плане старости. По местному нормативно-правовому регламенту подобной публике положена ежемесячная доплата к государственной или трудовой пенсии. К онкретно, если товарищ проработал в выборной муниципальной должности от трех до пяти лет, то сумма пенсии и доплаты к ней должна составлять не меньше 55% их нынешнего месячного денежного довольствия. Если же на посту удержался свыше пяти лет и отработал положенный срок полномочий, то и вовсе 75% прежней денежной лепоты светит.
Но прописанные в новом городском Уставе пункты напоминают поговорку "С худой овцы хоть шерсти клок" или народную мудрость "Перед смертью не надышишься". Здесь сказано, что лицу, замещающему выборную муниципальную должность, при отставке по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию выплачивается единовременное денежное поощрение в размере трех должностных окладов. Между тем в том же республиканском законе о гарантиях подобной публике такие выплаты не предусмотрены. Другими словами, и эта хотелка законодательству противоречит.
Еще от одного пункта новой редакции Устава города вообще чем-то коррупционным попахивает. Здесь сказано, что (цитата) "за продолжительную и безупречную работу, выполнение заданий особой важности и сложности, в связи с юбилеем лицу, замещающему выборную муниципальную должность, может быть выплачено единовременное поощрение в размере до пяти должностных окладов. Конкретный размер поощрения определяется распоряжением (приказом)". Ни тебе периодичности выплат таких деньжищ, ни описания условий, в зависимости от которых принимается решение о конкретном масштабе золотого дождя. Ни на что не намекая, чисто гипотетически – что мешает тому же градоначальнику ежемесячно выписывать самому себе такую прибавку к зарплате? Работает мэр долго и безупречно, задания особой важности и сложности выполняет. А что еще надо?
"Эту страну погубит..."
На ноябрьской сессии Абаканского горсовета был презентован еще один документ – проект о внесении изменений в уже описанное нами "Положение об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности, руководителей территориального общественного самоуправления (ТОС) и муниципальных служащих". В этом правовом акте тоже имеются, мягко говоря, странные моменты.
Например, устанавливаются выплаты единовременного поощрения муниципальным служащим и старостам жилых районов за безупречную и эффективную службу, образцовое выполнение должностных обязанностей, по итогам работы за квартал, год и в связи с юбилеем. Наверное, инициаторы метаморфоз (в октябре данный проект внесла на рассмотрение коллег спикер горсовета Зинаида Телина) хотели са мого доброго, но, видимо, не сверили желаемые изменения с законом "О муниципальной службе в Республике Хакасия". А данным актом не предусмотрены выплаты единовременного поощрения по итогам работы за квартал и год. Стало быть, и эта фишка противоречит закону. И таких примеров удивительного подхода при сочинении изменений в документ, регламентирующий в хакасской столице все и вся, в том, что касается оплаты труда тружеников мэрии и старост – масса. У нас места не хватит подобные чудеса описывать.
Естественно, на такой ералаш обратила пристальное внимание абаканская прокуратура. За три дня до 25-й сессии на имя председателя горсовета Зинаиды Телиной пришло отрицательное заключение прокурора Абакана Ольги Бауэр на проекты, описанные в этом материале. Неприятие глава городского надзорного ведомства аргументировала (цитата) "наличием в них коррупциогенных факторов и противоречий закону".
"Так чем все дело кончилось?" – спросите вы. С прокурорским отрицательным вердиктом депутаты горсовета почему-то так и не были ознакомлены. С другой стороны, если бы им предоставили возможность данную бумагу почитать, то, учитывая, что большинство городских парламентариев почему-то всегда голосуют так, как нужно мэрии, это едва ли произвело бы на их мозг неизгладимое впечатление. В общем, и за подозрительный новый городской Устав, и за нелепые изменения в "Положение об оплате труда" Абаканский горсовет проголосовал практически единогласно.