В старые добрые времена, впрочем, как и сейчас, бить женщину считалось делом неприличным, но зато не было зазорным подвергнуть ее самосуду и снести ей голову с плеч мечом. Как, к примеру, сделали это доблестные господа мушкетеры с миледи.
Сейчас вряд ли найдутся такие смельчаки, которые, по собственному произволу, способны лишить женщину жизни. Но зато появились такие особи мужского пола, у которых хватает мужества поднять руку на женщину, но, увы, не хватает ума для того, чтобы предвидеть последствия такой вот эскапады.
Ящиком ее, ящиком!
Началась эта история еще в прошлом году. И началась с того, что некий житель Абакана вполне почтенного возраста обратил вдруг внимание на проживающую в одном с ним подъезде женщину.
Кстати говоря, поскольку никто из действующих лиц не жаждет широкой популярности, все имена и фамилии изменены.
Итак, некий Георгий Конычев вдруг обратил внимание, что в одном подъезде с ним проживает Валентина Терехова, дама возраста хотя и пенсионного, но вида на удивление цветущего. Однако получилось так, что он-то на нее внимание обратил, а вот она его игнорировала.
У первоклашек подобные коллизии решаются очень просто: если кто-то кого-то дернул за косичку, то, значит, именно эта девочка ему далеко не безразлична. Но когда человеку под семьдесят, такое поведение было бы странным. Тем более, что у объекта внимания – бодрой не по летам пенсионерки – и косички-то не было. Пришлось воздыхателю проявлять свое внимание иным образом: в июле прошлого года Конычев, встретив соседку в подъезде, вдруг ударил ее кулаком в живот, пнул в бедро, а когда она, ошалев от такого проявления внимания, попыталась убежать, схватил ее за шею.
В августе история повторилась. Так же встреча в подъезде, то же самое хватание за шею, выкручивание рук и, как апофеоз неразделенной страсти, метание в соседку деревянного ящика.
Соседка, однако, метание ящика расценила не как проявление внимания, а как самое что ни на есть вульгарное членовредительство. Еще бы! После столь близкого знакомства с ящиком у нее образовались вполне приличные синяки.
В общем, ящик, хотя и деревянный, переполнил чашу ее терпения, в результате чего и родилось заявление мировому судье о привлечении Конычева к уголовной ответственности за причинение побоев. Иначе говоря, по части первой статьи 116 УК РФ.
Одним выстрелом – трех зайцев!
Говорят, при везении одним выстрелом можно убить сразу двух зайцев. Вопрос только в том, правда ли это или же просто охотничья байка?
Впрочем, если рассматривать сие утверждение не грубо-утилитарно, а несколько иносказательно, то вот он – вполне убедительный пример того, как одним выстрелом можно убить не двух, а сразу тех зайцев.
Итак, обиженная своим соседом Валентина Терехова написала на него заявление мировому судье. Почему именно мировому? Да по той простой причине, что побои относятся к делам так называемого "частного обвинения". А дела такой категории возбуждаются не иначе, как по заявлению потерпевшего и рассматриваются именно мировыми судьями. Правда, из этого правила есть исключение – такие дела могут возбуждаться следователем и дознавателем в тех случаях, когда потерпевший в силу тех или иных причин не может самостоятельно осуществлять защиту своих прав.
Заявлению был дан ход, и не по годам бодрый пенсионер в одночасье превратился в подсудимого. Ему, однако, такое развитие событий пришлось не по вкусу, и он быстренько заболел. Впрочем, после выздоровления его ждала очередная повестка в суд.
Через какое-то время было вынесено постановление о прекращении уголовного дела в связи с тем, что Конычев, вполне здраво оценив перспективы, извинился перед Тереховой. Женщина оказалась незлобивой и извинения приняла.
Однако весь фокус заключается в том, что уголовное дело-то было прекращено не за отсутствием состава или события преступления, а за примирением с потерпевшим. Иначе говоря, по не реабилитирующим основаниям.
И это – первый заяц. Виновный в побоях признан-таки виновным.
Теперь — заяц номер два.
Как известно, сограждане наши, за некоторым исключением, в юриспруденции не слишком сильны. Вот и в данном конкретном случае Валентина Терехова вынуждена была обратиться за помощью к профессиональному юристу, который и помог довести дело до победного конца.
Живем мы, к счастью или несчастью, пока еще не при коммунизме и, соответственно, пенсионерке пришлось оплачивать услуги юриста. После вынесения судом постановления эти расходы вошли в так называемые "судебные издержки" и подлежали взысканию с виновного, в данном случае – с Конычева.
Тереховой было подано ходатайство о взыскании судебных издержек, и оно, как того и следовало ожидать, было судом удовлетворено – в ее пользу было взыскано десять тысяч рублей.
Не ожидавший такой неприятности Конычев обжаловал решение мирового судьи в городской суд, поскольку именно Абаканский городской суд является вышестоящей инстанцией для судей мировых. Определением городского суда решение мирового судьи было оставлено без изменения.
И тут появляется заяц номер три.
На основании все того же постановления о прекращении уголовного дела в Абаканский городской суд было подано заявление о взыскании морального ущерба. Решением суда оно было удовлетворено, и в пользу Тереховой было взыскано еще десять тысяч рублей.
Но и это еще не все. Теперь с него удержат судебные издержки и за рассмотрение иска о моральном ущербе, и за рассмотрение апелляционной жалобы, таким образом, карман пенсионера облегчится еще примерно на десять тысяч рублей.
Был бы на дворе коммунизм, то Конычева защищали бы совершенно бесплатно, так сказать, на альтруистических началах. В нашей же социально-экономической формации ему пришлось потратиться еще и на своих адвокатов. Сколько уж там у него ушло на них денег – бог весть. Но с некоторых пор стоит ему случайно встретиться с Тереховой, то на лице у него появляется такая мина, словно его только что заставили скушать как минимум пару лимонов.
Такая вот история произошла в славном городе Абакане. Ни с какой стороны не преступление века, просто мелкая житейская свара. А с другой... Согласитесь, что для пенсионера потерять несколько десятков тысяч рублей – очень даже чувствительно.
Впрочем, то ему наука на будущее. Да и другим любителям неформальных отношений с соседями есть над чем подумать.