Отныне не будут лишаться государственного финансирования политические партии, прошедшие через процедуру реорганизации. Соответствующие поправки в статью 32 закона «О политических партиях» подписал в понедельник президент России Дмитрий Медведев.
Прежняя версия этого закона обеспечивала бюджетную помощь партиям, набравшим на выборах в Госдуму как минимум 3% голосов избирателей. Однако право на казенную помощь утрачивалось в случае «реорганизации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения».
Депутаты от фракции ЛДПР Игорь Лебедев и Сергей Иванов решили уточнить термин «реорганизация». В пояснительной записке к внесенному ими законопроекту отмечено, что государственная поддержка партий «может быть прекращена не во всех случаях их реорганизации, а только при условии, что такая реорганизация влечет за собой прекращение деятельности политической партии». Коллеги-парламентарии согласились с аргументами и одобрили поправки сразу в трех чтениях 17 октября.
Правда, до сих пор непонятно, какие именно силы могут хотя бы теоретически воспользоваться этой небольшой законодательной поблажкой. На последних федеральных выборах 2 декабря 2007 года через трехпроцентный нанобарьер не удалось перепрыгнуть ни одной малой партии из числа не попавших в Госдуму. Соответственно, господдержкой пользуются только четыре парламентские партии — «Единая» и «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР. За каждый заработанный на выборах голос они получали из казны сначала по 5 рублей, а с июля этого года — по 20 рублей.
Намеком на реорганизацию можно счесть разве что назревшие слияния на партийном фронте: Аграрная партия России вознамерилась слиться с «единороссами», а Партия социальной справедливости и «зеленые» прибились к «Справедливой России». Скорее всего, именно эти события привели жириновцев к мысли подшлифовать закон. Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций составил по поводу законопроекта заключение, из текста которого следует, что речь идет именно о случаях, «когда политические партии реорганизуются в форме присоединения».
Однако термин «присоединение» или «слияние» в данном случае носит не юридический, а всего лишь описательный характер. Де-юре аграрии, ПСС и «зеленые» объявляют о добровольном самороспуске своих организаций, а их члены оптом вступают в ряды укрупняющихся партий. Никаких структурных изменений при этом не происходит, просто выдаются новые партбилеты. А значит, нет оснований полагать, что партии, расширяющиеся за счет своих меньших братьев, могли бы подпасть под действие статьи 32 и потерять госфинансирование.«Я бы тоже связала принятие этих поправок с тем, что происходит на партийном поле, — заявила руководитель аналитического департамента Центра политтехнологий Татьяна Становая. — Но я не припомню случая, когда бы у нас партии реорганизовывались. К парламентским партиям это точно не относится». Эксперт предположила, что это «один из тех редких законопроектов, которые принимаются без скрытого подтекста». «Возможно, поправки изначально и задумывались для аграриев, — предполагает г-жа Становая. — Это одна из старейших, сильнейших и очень амбициозных партий, и не исключено, что на ранних этапах обсуждались какие-то иные варианты присоединения АПР к «Единой России», однако потом от них могли отказаться, а законопроект остался».По мнению эксперта, подписанные Дмитрием Медведевым поправки будут полезны отечественной партийной системе. «Сейчас система очень жесткая, — отмечает г-жа Становая, — а этот законопроект делает ее чуть более гибкой». Вот только воспользоваться предоставленной поблажкой пока что некому.