Эту статью и другие материалы 09.09.11г. смотреть он-лайн в формате PDF
В Калининском районе под поселком Медное 2 сентября прошли траурные мероприятия по случаю 11-й годовщины со дня открытия российско-польского мемориального комплекса «Медное». Сюда в начале сентября ежегодно приезжают официальные лица и родственники погибших из Польши и России. Здесь, в Медном, их объединяет общая память о жертвах политического террора.
ПО СОГЛАШЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВ
Комплекс открыт 2 сентября 2000 года как учреждение культуры федерального значения. Установление, регистрация, обустройство и сохранение места захоронения под Медным велись по межправительственному соглашению между Польшей и Россией о захоронениях и местах памяти жертв войны и репрессий, подписанному А. Козыревым и А. Олеховски 22 февраля 1994 года в Кракове. А сам мемориальный комплекс создан по Постановлению Правительства РФ №1247 от 19 октября 1996 года. Дирекция МК сформирована по приказу министра культуры от 26 ноября 1997 года. Регистрация территории и отвод дополнительных земель состоялись в 1998 и 2000 годах — 12 га от Медновского поселкового совета и 3,67 га от лесного фонда и пашенных земель.
Оформление мемориала началось даже раньше. Так, в 1991 году здесь были установлены две первые мемориальные доски с надписями на польском языке. А 7 июня 1995 года на средства федерального бюджета России установили закладной камень с надписью: «Соотечественникам — жертвам войн и репрессий». Предположительно тут покоится прах около 5000 советских граждан — жертв политических репрессий, в том числе многие десятки советских поляков.
Была проложена Аллея Памяти, оформлены четыре российских захоронения, но полностью проект не завершен до сих пор: из-за прекращения финансирования в 2004 году было заморожено строительство сервисного блока.
Польское военное кладбище заложено 11 июля 1995 года. На средства Совета по охране памяти борьбы и мученичества Республики Польша к 2000 году была сооружена архитектурная композиция: два обелиска, чугунная композиция в форме алтаря открытой часовни, Стена плача, крест, подземный колокол. Над захоронениями возведены 25 металлических крестов, размещены памятные именные таблицы 6311 польских военнопленных, погибших весной 1940 года.
ВИЗИТ ПОЛЬСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
2 сентября самолет Embraer (Эмбраер) с польской делегацией взлетел в 5.00 по варшавскому времени из столичного аэропорта Окенце (по словам одного из участников делегации, Ту-154 сегодня не летают в Польше). Спецборт прибыл в 9.00 в аэропорт Шереметьево. В аэропорту делегацию встретил посол Польши Войцех Зайончковский, приступивший к обязанностям посла 30 ноября 2010 года. Среди прибывших VIP были заместитель министра внутренних дел и администрации РП Збигнев Сосновски, министр-руководитель Управления по делам комбатантов и репрессированных лиц Ян Цехановски, директор кабинета президента РП Силвия Ремишевска, главный военный епископ Ян Гуздек, два генерала полиции, высокопоставленные чины пограничной и тюремных служб. Некоторые поляки посетили Тверскую область впервые.
После полудня кортеж в сопровождении сотрудников ГИБДД прибыл в МК «Медное». Поляков встречали руководитель областного департамента культуры Елена Шевченко, директор МК Наталья Жарова, глава Калининского района Дмитрий Чижов, начальник УМВД России по Тверской области Юрий Рычков и другие официальные лица. В охране общественного порядка этих мероприятий было задействовано 58 чинов российской полиции.
АМБИЦИИ НЕ СТОЯТ ЖИЗНИ
Открывая траурные мероприятия на российской части МК, Наталья Жарова отметила, что народы России и Польши объединяет общая трагедия миллионов людей, которые продолжают жить с болью от потери близких: «Мы убеждены, что никакое развитие страны, никакие ее успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. Репрессиям нет и не может быть оправдания. Нашей совместной работой мы надеемся внести вклад в процесс восстановления фактов истории. На нашем поколении лежит огромная ответственность: мы должны сохранить историческую память и не допускать забвения трагической судьбы погибших».
Мемориал «Медное» — это памятник мученичеству и предостережение миру, это символ примирения российского и польского народов, подтверждение их готовности к добрососедству и сотрудничеству.
После панихиды на российской части, которую отслужил настоятель медновской церкви Казанской иконы Божией Матери протоиерей Игорь Седов, приветствие губернатора Андрея Шевелева огласила Елена Шевченко, подчеркнувшая, что «медновские события» нас объединяют: «Скорбим вместе и хотим развивать отношения с Польшей».
О том, что тоталитаризм уничтожал старый мир, его национальный облик, поведал посол Зайончковский. Он отметил: «Надо всегда обращать внимание на то, что делаем: живем в правде или нет… Только таким образом сможем построить новый бесконфликтный мир, избежать тяжелых испытаний, которые были уготованы тем, кто покоится здесь, в Медном».
Впервые побывал в Медном Сергей Архангелов, директор Государственного центрального музея современной истории России (Москва, Тверская, 21): «Мемориал в Медном глубоко символичен, только из объективного отношения к правде может родиться дружба обеих стран».
Действительный член Русского географического общества Игорь Корпусов — представитель Боголюбского малого православного братства, видящего главной задачей восстановление православного сознания. Чтобы изжить последствия антропологической катастрофы эпохи тоталитаризма, необходимо восстановить связь поколений. И.М. Корпусов поблагодарил коллектив комплекса за работу в этом направлении.
Траур разделили участники общественных объединений «Дети погибших защитников Отечества в Великой Отечественной войне» и тверского городского клуба жертв политических репрессий «Достоинство».
СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
Объявили минуту молчания. В руках теплились огоньки свеч. Раздались залпы салютного расчета из в/ч 53596 — гвардейской ракетной бригады, дислоцирующейся в Твери.
В память о советских гражданах и польских военнопленных, ставших жертвами политических репрессий, под перезвон колокольчиков взмыли в небо белые воздушные шары.
Возлагать венки помогали курсанты Академии воздушно-космической обороны и участники вроцлавского клуба исторической реконструкции «Семья полицейская 1939». В унисон происходящему звучала классическая музыка. Выступал квинтет Тверской академической филармонии в составе аккордеониста Максима Сальникова, скрипача Романа Бородина, виолончелистки Александры Павловой, альтистки Натальи Лазыкиной и контрабасиста Виталия Барменкова. Квинтет исполнил «Арию» Баха, «Забвение» Астора Пьяццоллы и «Элегию памяти Самарина» Чайковского.
После перехода на территорию польского военного кладбища были установлены «лампады памяти» и началось богослужение с участием главного военного епископа Яна Гуздека и капеллана медновского мемориала Марэка Тачиковского, настоятеля тверского костела. Первыми из официальных лиц выступили Силвия Ремишевска, Збигнев Сосновски и Елена Шевченко.
После выступлений в торжественной обстановке были возложены венки, в том числе от департамента культуры Тверской области и от МК «Медное».
Около пяти вечера кортеж с польской делегацией прибыл к главному корпусу Тверской государственной медицинской академии. Гости возложили цветы к двум памятным доскам, установленным здесь в 1992 году в память жертв политических репрессий, побывали в католическом храме Преображения Господня (Советская, 61).
Во время визита посол Республики Польша поблагодарил тверских полицейских за безупречную работу. По окончании мероприятий Юрий Рычков на память о посещении тверской земли вручил польским полицейским памятные подарки.
Польские байкеры в количестве 60 мотоциклистов прибыли в Медное только в воскресенье вечером. Переночевав на территории мемориала в специально отведенном месте, они тронулись в путь.
К слову, байкеры обещали в будущем году взять с собой в Катынь и Харьков Татьяну Безручко, художницу из поселка Медное. У нее уже готовы десятка три черно-белых графических этюдов на медновскую тематику. Она решила создать еще по тридцать этюдов в Катыни и Харькове, сквозная тема — подземный колокол, он одинаков на польских военных кладбищах, разнятся лишь надписи. «В черно-белой графике работали Чюрленис, Межелайтис... В отличие от Чюрлениса, который писал длинными мазками, я пишу точками, — поделилась Безручко секретами и добавила: — Надеюсь, что к осени 2013 года у меня будет готова передвижная выставка».
В 19.30 кортеж с польской делегацией отправился в Шереметьево, где ее ждал спецборт.