«В 2012 году я буду баллотироваться в Верховную раду по бердянскому мажоритарному округу»
Народный депутат Украины, председатель бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Баранов провел пресс-конференцию, на которой проинформировал представителей СМИ, а также собравшихся членов местного депутатского корпуса о своей деятельности в высшем законодательном органе страны. Экс-городской голова затронул темы текущей работы возглавляемого им бюджетного комитета, высказал собственное мнение по поводу уже состоявшихся и грядущих реформ правительства и остановился на самых актуальных проблемах развития Бердянска.
Кроме того, Валерий Алексеевич официально сообщил о своем намерении участвовать в парламентских выборах 2012 года по мажоритарному округу, в который будет входить Бердянск.
Валерий Баранов в сессионном зале Верховной Рады
Государственный бюджет нужно переориентировать в сторону развития местных территорий
Согласно утвержденному графику, прошлая неделя в Верховной Раде была отведена под работу народных депутатов в округах. Вот по приезду в Бердянск Валерий Баранов и встретился с прессой и представителями местного депутатского корпуса, чтобы рассказать о проделанной за два месяца нового года работе и ответить на возможные вопросы.
Валерий Алексеевич сообщил, что в данный момент входит в состав специальной рабочей группы, которая пытается привести в соответствие бюджетный и налоговый кодексы. Потому бизнесмены могут направить ему свои предложения и замечания по кодексу.
– Новое налоговое законодательство принималось очень быстро и, на мой взгляд, не совсем правильно, – отметил нардеп. – И самое главное, что во многих моментах оно теперь противоречит существующему бюджетному кодексу. Поэтому рабочая группа, членом которой я являюсь, занимается устранением этих противоречий.
Кроме того, у меня состоялась встреча с Премьер-министром Украины Николаем Азаровым. В ходе этой встречи обсуждалось взаимодействие между правительством и бюджетным комитетом Верховной Рады. Я рад взаимопониманию и конструктивной поддержке. Разговор вышел плодотворным. Мы договорились о том, что сейчас наш бюджетный комитет делает анализ работы в бюджетной сфере по 2010 году и готовит бюджетную резолюцию на 2012 год, которую передадим в кабинет министров. Этот документ должен отразить наше видение бюджетной политики, а также содержать предложения по реформированию направлений и приоритетов использования государственных средств. Например, мы готовим систему по увеличению сборов в бюджеты местного самоуправления. Главная идея резолюции – децентрализация финансов. Акцент должен ставиться на развитие местных территорий. Кроме того, в программе будут четко указаны мероприятия, которые помогут сократить расходы и увеличить доходную часть государственной казны.
В контексте сказанного Валерий Баранов огласил информацию, наглядно характеризующую нынешнюю бюджетную политику. На социально-экономическое развитие городов и сел страны в 2011 году пре-дусмотрено лишь 4% от общей суммы государственной годовой сметы в 320 млрд грн.
Стоит ли говорить, что подобная картина фактически не позволяет пока даже думать о плановом, поступательном развитии местного самоуправления и лишь усиливает зависимость территорий от центра. Власти на местах просто занимаются латанием дыр. А минимально выделяемые средства не способны решить какие-то глобальные проблемы, в которых погрязли города и села.
В то же время, отметил Валерий Баранов, сегодня есть целый ряд международных фондов, которые готовы кредитовать органы местного само-управления под невысокие 5-7% годовых. И власти на местах за счет этого могли бы решать насущные проблемы территорий. Но существующая законодательная база позволяет брать властям на местах кредиты, не превышающие величину бюджета развития территории (а это лишь малая часть общего бюджета города).
– Но бюджеты развития большинства городов сейчас ничтожно малы по сравнению с необходимыми средствами для решения действительно важных проблем, – подчеркнул Валерий Алексеевич. – Образно говоря, в случае с Бердянском он составляет три копейки. Ну будет у нас еще три. За эти деньги мы не сможем провести, к примеру, переоборудование водоканала или решить другие злободневные проблемы ЖКХ, на которые необходимы десятки миллионов. Поэтому нужно рассматривать финансовые возможности бюджета развития города не в пределах одного года, а на период действия зай-ма. К примеру, если взять 10-летний срок, то вырисовывается довольно немалая сумма. Если ее привлечь и с толком использовать, к примеру, на внедрение энергосберегающих технологий в школах и садиках, то через два-три года мы можем получить ощутимый экономический эффект. За счет этих сэкономленных средств можно будет частями возвращать заимствованные средства. Я уверен, что подобная практика себя оправдает. В этих инициативах я также нашел понимание Премьера.
Кроме того, в ходе общения с Николаем Азаровым мы договорились провести в марте встречу министра финансов с представителями комитета и Ассоциации городов, где мы постараемся опрелелить причины, найти решения проблем самоуправления. Не под видеокамеры – без прессы. С небольшим количеством участников, чтобы это был не митинг, а деловой разговор. Задача – обозначить круг проблем, которые сегодня весьма актуальны для территорий, но о которых не подозревают в Киеве и потому не собирались ранее их решать. При этом проблемы должны быть не только обозначены. Мы должны будем наметить перечень первоочередных задач для их решения. И если наши предложения будут одобрены, подвести под них законодательную базу.
Для действенных реформ нужна политическая воля правительства
Валерий Баранов убежден, что Украине срочно нужны реформы едва ли не во всех сферах жизни. Но в то же время достаточно критично высказался о процедурах и способах их проведения.
– Существующее устройство страны уже 20 лет ведет Украину в никуда, – акцентировал внимание собравшихся Валерий Алексеевич. – Государство с неразвитой экономикой и неэффективной социальной политикой попросту грязнет в долгах. Да, процесс перемен начат, и он не будет безболезненным, но без него страна придет к коллапсу. В этой ситуации нужна политическая воля правительства. Оно должно выйти к народу и четко объяснить необходимость и суть реформ. Определенный период будет тяжелым, но по его прошествии мы получим заметные экономические улучшения и только тогда сможем говорить о реальном улучшении уровня жизни людей. Но реформы должны быть четкими и продуманными. Повторюсь, налоговый кодекс принимался, мягко говоря, неправильно. Суть административной реформы лично для меня так и осталась загадкой. Уволили пару чиновников в министерствах и определенное количество государственных служащих на местах, при этом сохранив их функции. А ведь нужно было менять саму структуру власти и ликвидировать функции, не нужные людям.
Я уже неоднократно заявлял: что главная беда Украины – дремучий политический популизм, – с сожалением отметил народный депутат. – В условиях постоянных выборов власти пытаются заигрывать с народом, постоянно отодвигая принятие непопулярных, но необходимых решений. Президент вынужден взять на себя политическую ответственность за реформы и их результаты. Я не сомневаюсь, что он войдет в историю как большой реформатор. Без подобных шагов Украина еще долго будет в числе отстающих в Европе. Есть риск того, что окружение и партийные интриги будут всячески этому мешать.
Не было денег – не было проблем?
Если в прежние времена просьбы о помощи к центральным властям воплощались лишь в невыполненные обещания, то в 2011 году нашему городу выделены 42 миллиона гривень в бюджетном пироге. Кроме того, различные суммы были заложены в государственном бюджете для Бердянского и ряда других районов Запорожской области. И это результат усилий Валерия Баранова как руководителя бюджетного комитета.
– Но такое впечатление, что я виноват в том, что в этом году в Бердянск удалось привлечь эти средства, – заметил народный депутат. – Когда их не было – у меня было гораздо меньше проблем. Появились деньги – меня начали обвинять в чем угодно. В том числе пошли разговоры, что история с бюджетными средствами – неправда, и Бердянск ничего не получит. Появились лжеучастники и помощники. Заявлялись желающие делить. Спешу разочаровать скептиков: деньги в городскую казну начнут поступать уже с марта, равными долями по 4,2 млн грн в месяц до конца 2011 года. То же самое и по выделенным средствам другим районам и городам Запорожской области, о чем я сообщал во время предыдущих наших встреч. При этом я официально заявляю: деньги пойдут непосредственно на мес-та. Я постараюсь проследить за тем, чтобы финансовые потоки миновали желающих делить из области. Там нужно научиться зарабатывать, пользуясь авторитетом. Я не допущу, чтобы средства до пунктов их назначения не дошли. В этом мы едины с Алексеем Бакаем. Я за 10 лет мэрства ни разу не допустил разбазаривания бюджетных денег. И в дальнейшем этого не будет. Тем более, что Бердянск в своей новой истории никогда таких денег не получал.
Валерий Баранов также сообщил, что благодаря его просьбе Министерство науки и образования Украины выделило два школьных автобуса селам Бердянского района. Один уже получен.
Вполне возможно, что вскоре и городское медицинское хозяйство обзаведется новым необходимым оборудованием.
– Привезенный в Бердянск аппарат УЗИ для кардиологии – это лишь малая часть того, что я планирую сделать для нашей медицины. Нам нужно определить: в каком именно оборудовании сейчас наиболее нуждаются городская и детская больницы. Я недавно встречался с министром здравоохранения Ильей Емцем. От него узнал, что на покупку нового оборудования в медучреждения Запорожской области в 2011 году не выделено ни копейки, в то время как другие области получают от 5 до 70 млн грн на эти цели. На мой вопрос «А почему так?» министр ответил: «Деньги даем тем, кто просит…» Комментарии излишни. В области, видимо, решили, что наша медицина ни в чем не нуждается. Тем не менее, моя встреча с министром прошла довольно плодотворно. Мы достигли некоторых положительных договоренностей. И я надеюсь, что в недалеком будущем нам удастся заметно улучшить техническую базу городского здравоохранения.
О передаче водоканала в концессию
Валерий Баранов остановился и на наиболее актуальной на сегодняшний день бердянской проблеме – ситуации с водоснабжением и неразрывно связанной с ней историей о концессии горводоканала.
– В своем недавнем депутатском обращении я попросил главу Запорожской облгосадминистрации Бориса Петрова взять решение вопроса с «Чис-той водой» под личный контроль. Собственно, губернатор как раз и должен быть наиболее заинтересованным в удачном исходе истории, которую создали городские депутаты прошлого созыва от Партии регионов вместе с отозванным ими из импичмента и принятым в партию Евгением Шаповаловым. Это уже история, и ее изменить под себя нельзя. Мы тогда пытались отговорить наших избранников от подписания кабального концессионного договора. В город по моей просьбе приезжал заместитель министра ЖКХ Мазурчак и говорил: «Одумайтесь, вы подписываете кабальный договор»: Но последовала команда из Запорожья – и депутаты прошлого созыва дружно голоснули за передачу водоканала в управление «Чистой воде». Затем еще одна команда – и подняли руки за передачу уже облводоканалу имущества нашего, городского предприятия, которое возводили несколько поколений бердянцев. Результаты этих решений мы наблюдаем сейчас. Я призвал губернатора приложить все возможные усилия для разрыва концессионного соглашения, поскольку ответственен в этом он, и пообещал при этом не выносить тему на обсуждение общественности. Но реакция Бориса Петрова оказалась для меня довольно оригинальной. Он дал мне ответ в запорожских газетах. Вместо признания ошибок и принятия мер, губернатор сообщил, что вообще-то именно я стоял у начала концессионного процесса и потому несу соответствующую ответственность. Я действительно начинал готовить концессию, но не с этой фирмой и не с этим договором! По такой логике получается, что изобретатель автомобиля должен нести ответственность за то, что пьяный водитель въедет в столб?
Потому созданная проблема – итог безответственности прошлого большинства в горсовете под управлением партийного руководства из Запорожья. Это нужно признать и немедленно исправлять ситуацию. Я намерен обратиться с этой проблемой к Президенту с просьбой дать оценку нарушениям и безответственности.
В продолжение темы Валерий Баранов заверил, что на самом высоком уровне задействует все имеющиеся рычаги для удачного завершения судебного разбирательства бердянских властей с представителями концессионера. Напомним, что девятого марта дело о разрыве соглашения будет рассматриваться в высшем хозяйственном суде Украины.
Валерий Баранов планирует участвовать в парламентских выборах 2012 года
Тему выборов в Верховную Раду Валерий Баранов в ходе своего общения с журналистами затрагивал неоднократно, а потому вопрос касательно его возможного участия в избирательной кампании напрашивался сам собой. В принципе, бывший мэр Бердянска подтвердил предположения интересующихся политикой бердянцев.
– Да, в октябре 2012 года я буду обязательно баллотироваться в украинский парламент по мажоритарному округу, в который избирательная комиссия включит город Бердянск. Я из этого секрета не делаю. Я чувствую в себе силы и желание работать в Верховной Раде. А потому я уже сейчас готов к сотрудничеству с желающими меня поддерживать в этом начинании, равно как готов к политическим дискуссиям со своими оппонентами, – резюмировал Валерий Баранов. Автор: Виктор КОВАЛЕНКО