В минувшую пятницу, 13 мая, председатель республиканского правительства Виктор Зимин разговаривал по душам в своем кабинете с высокопоставленными господами не в цивильных костюмах, а в камуфляже. Серый дом посетили такие большие армейские чины, как начальник главного управления железнодорожных войск России генерал-майор Олег Косенков и начальник железнодорожных войск Центрального военного округа полковник Олег Брагин.
Естественно, речь на встрече шла о возведении служивыми временного железнодорожного моста через реку Абакан неподалеку от нехорошего места на границе Аскизского и Бейского районов, где 7 мая рухнул мост капитальный.
Напомним, что данная переправа, несмотря на свой частный статус, имеет ключевое значение для всего региона. По этому мосту на заводы "РУСАЛа" завозилось из Украины сырье и вывозились готовые алюминиевые чушки, по нему вывозилось "черное золото" с Восточно-Бейского разреза компании "СУЭК", планировалось, что переправа будет задействована для доставки грузов для ремонтных работ на Саяно-Шушенской ГЭС. В общем, в День Победы – 9 мая – здесь закипела работа по сооружению армейской конструкции, которая, по идее, должна использоваться исключительно в военное время – рамно-эстакадного моста РЭМ-500. Было заявлено, что временная конструкция будет введена в строй к субботе, 28 мая.
На встрече в Сером доме почетный железнодорожник России Виктор Зимин благодарил армейских железнодорожников с большими звездами на погонах за то, что те оперативно отреагировали на случившееся:
– Я искренне благодарен военным, которые в непростой для Хакасии ситуации пришли на помощь. Поверьте, это дорогого для нас стоит, поэтому примите слова благодарности от республики, от всего нашего бизнеса и от меня лично.
К слову сказать, за последний год Виктор Михайлович не первый раз громко восхищается товарищами из железнодорожных войск. В июне прошлого года он даже вручал воинам ценные подарки и благодарственные письма. Случилось это после того, как на протоке Енисея в районе Минусинска состоялись масштабные учения, в ходе которых, по существу, армейцы делали то же, что пытаются сотворить сейчас. То есть, по легенде маневров, супостаты разрушили мост, а железнодорожники ударными темпами построили переправу. Причем возвели не потемкинское сооружение. Дабы проверить надежность конструкции, по ней даже несколько раз проехал железнодорожный состав с военной техникой на платформах. Армейский мост такие нагрузки тогда выдержал...
Увы, начало текущей неделе показало, что учения и реальная жизнь разительно отличаются друг от друга. Едва глава российских железнодорожных войск покинул Хакасию, как обстановка на месте, где его подчиненные строят временную переправу, стала стремительно меняться. Что представляет собой этот участок реки? Посреди водной артерии имеется островок. До него с левого берега военные ударно проложили первые пролеты эстакады РЭМ-500, сюда же по броду перебросили необходимую технику. И, быть может, строительство и вовсе бы закончилось раньше намеченного Дня пограничника (28 мая), но тут в атаку на российских военных ринулся враг, который, по всему видно, страшнее бомбардировщиков, штурмовиков и диверсантов противника – природа.
В общем-то, ничего неожиданного не произошло. Как и положено в это время года, в Хакасии – паводок. После схода снегов пошла "коренная вода". В понедельник, 16 мая, уровень реки стал стремительно увеличиваться. Это еще не вся беда. Мутные потоки несли вывороченные с корнями выше по течению деревья. А проблема конструкции РЭМ-500 в таких условиях – небольшая (около двенадцати метров) ширина между опорами. Это своего рода "расческа", между хилыми "зубьями" которой застревает тяжелая древесина.
Да, оперативный штаб принял решение провести экстренные работы по отсыпке опор строящейся переправы, защиты их от несущейся по Абакану флоры. Но, видимо, в ситуации мини-апокалипсиса это была работа, которую в народе обозначают как "мартышкин труд". Утром во вторник, 17 мая, Серый дом обнародовал печальный пресс-релиз (цитата): "В результате резкого подъема воды и обильного наплыва древесины сегодня в 08.45 местного времени произошло обрушение двух пролетов строящегося моста. Было принято решение о временном прекращении сборочных работ. […] В настоящее время продолжение восстановительных работ пока не представляется возможным, с учетом технических особенностей монтажа моста РЭМ-500. Необходимо дождаться понижения уровня воды".
Вместе с тем хакасское правительство заявляет, что, несмотря на произошедший казус, срок намеченного пуска временной переправы остается прежним – 28 мая. В общем, товарищей из Серого дома можно упрекнуть в чем угодно, но только не в отсутствии оптимизма.