В понедельник, 19 декабря, в то время, как Владимир Путин в Саяногорске поправлял галстучки и целовал в щечку хакасских ребятишек, обещал подарить автобус и актовый зал хакасским учителям и настоятельно рекомендовал "выйти из тени" российским энергетикам, а в Красноярском крае горел аэропорт "Черемшанка", не менее занимательные события происходили и в столице Хакасии, Абакане. На Первомайской площади состоялся митинг против результатов парламентских выборов, прошедших 4 декабря.
С предысторией события, а также с репортажем из абаканского "Гайд-парка" – наш журналист.
Вот так митинг!
Вот так встреча!
Так сложилось, что в первый пост-выборный месяц различные митинги, санкционированные и не очень, стали для России привычным явлением. В этом смысле столица солнечной Хакасии – тоже не исключение: с интервалом в 9 дней в Абакане состоялось целых два выступления общественности против якобы фальсификации выборов и тотального обмана граждан нашей великой страны.
Впрочем, собрание, которое имело место 10 декабря на Первомайской площади, официальным санкционированным митингом так и не признали.
– О митинге речи не было. Сначала задумывала гражданское собрание, но не получилось,пришлось придумывать что-то, чтобы было все по закону, и решили сделать одиночные пикеты, – рассказала организатор "декабрьского стояния" Ксения Брыкина.
Как раз эта путаница с терминологией и сыграла с Ксенией злую шутку: задумывался-то вроде "одиночный пикет", а власти увидели ни больше ни меньше "несанкционированный митинг", а за его организацию, как известно, премию не выписывают, а прибегают к помощи административного кодекса, который за такие проступки предусматривает наказание в виде штрафа от одной до двух тысяч отечественных рублей. И, несмотря на то, что бытует мнение, мол, за всеми этими митингами-пикетами стоит Госдеп США, расплачиваться в случае чего придется самыми что ни на есть "деревянными".
Сама Ксения Брыкина вполне в духе "революции интернет-хомячков" посредством социальной сети призвала своих сторонников прийти 15 декабря в мировой суд Абакана и выступить в качестве свидетелей, доказывая, что 10 декабря был именно "одиночный пикет". В назначенный день и час в суде мы встретили только двоих товарищей, представившихся сотрудниками "Правды Хакасии", которые уверяли, что дело могут рассмотреть "за закрытыми дверями", ведь оно же политическое, а посему нужно держать ухо востро! Чтобы этого не произошло, товарищи даже пытались заглянуть в окно кабинета, в котором якобы должно состояться заседание, однако там уже предусмотрительно висели жалюзи.
В общем, рассмотрение "политического" дела не состоялось. А в самом мировом суде вообще сообщили, что его еще не назначали, и на какое число назначат – не известно.
Как рассказала Ксения Брыкина, она намерена в суде доказать, что лишь отстаивала свою гражданскую позицию посредством одиночного пикета, и что никакие политические партии за всем произошедшим не стоят.
– Раньше я таким не занималась, но сколько можно-то терпеть этот обман? Просто уже накипело до невозможности, – поделилась Ксения с нашим корреспондентам.
Впрочем, опять же терминология: "гражданская позиция" – это, конечно, благородно, но очень уж синонимично термину "политика", и полностью откреститься от политической принадлежности организаторам выступления "успешных, но обманутых" не удалось.
На девятый день
На 19 декабря был назначен еще один митинг и на этот раз уже точно митинг, против фальсификации результатов выборов. Накануне ряд хакасских блогеров опубликовали в сети якобы свидетельства того, что организаторы схода 10 декабря обещают деньги за участие в митинге 19 декабря. Впрочем, чего не отрицали и сами блогеры, такие "улики" вполне могли быть фальсификацией или, как принято говорить в особо продвинутых кругах, "фейком".
Организаторы сообщества "Абакан против жуликов и воров", посредством которого и собиралась общественность "на дело правое" 10 декабря, призвали "не поддаваться на провокации". В общем, темный мир беспощадного рунета овладел Хакасией окончательно.
Официально же организатором митинга выступило ХРО КПРФ: о своем намерении вывести фальсификаторов на "чистую воду" хакасские коммунисты заявили сразу же после выборов. Руководство регионального отделения КПРФ тогда заявило о том, что располагает доказательствами фактов "плюсования" голосов в пользу "Единой России" (всего речь идет о 1602 голосах – прим. ред. ) и намерено обратиться в суд.
Кстати, первое судебное заседание состоялось как раз в день митинга в Усть-Абакане (решение пока не принято). Тогда же хакасские товарищи поставили всех в известность, что 19 декабря запланировали провести свой митинг.
Базис против
надстройки
Однако буквально за пару дней до митинга стало известно, что это не единственное мероприятие, которое предстоит принять Первомайской площади в понедельник. Оказалось, что на 15. 00 19 декабря запланирована ярмарка предпринимателей Хакасии, организатором которой выступило министерство регионального развития. Причем организаторов не смутило, что 19 декабря – это понедельник, 15 часов дня – рабочее время, а на улице мороз под 30 градусов. Может быть, то – новое слово в отечественном маркетинге, кто знает. Так или иначе, волею судеб, два чрезвычайно полезных мероприятия свели фактически в одно время и в одном месте. Абаканцам и гостям столицы, вне всякого сомнения, повезло, в других городах вряд ли увидишь такое. Впрочем, митинг должен был начаться в 17. 00, поэтому с ярмаркой мог и не совпасть.
Что касается самой ярмарки, то ее антураж показался несколько странным: гостей встречал почему-то сказочный тигр, хотя уходящий год – год Зайца, а наступающий – Дракона. Причем тигр не был яростным, как политическая борьба. При этом немалую долю публики составляли сотрудники республиканских министерств и ведомств и организованно доставленные на место бюджетники: в частности, на отдельном автобусе подвезли коллектив детского дома "Теремок".
Кроме того, гостей встречали "ряженые" в костюмах абсолютно неизвестного происхождения и раздавали конфеты и прочие сладости "с лотка". Ассортимент ярмарки мог быть и побогаче, если исходить из того, что позиционировалась она как общереспубликанская, и, тем не менее, кое-какие приятные мелочи, которые нельзя приобрести в примитивном урбанистическом магазине, все же встречались, как то: квашеная капуста или пихтовый бальзам.
Для того, чтобы ярмарка была более приметной и "народ всяк" не проходил мимо, на площади у самого входа в здание правительства стоял автобус, в котором специально обученные для этого люди включали произведения отечественной поп-эстрады. Но, в целом и общем, приходится признать – современные ярмарки предсказуемо уступают феериям славных купеческих времен.
К пяти часам вечера массовка у прилавков со снедью стала исчезать, и движения народных масс начали происходить уже в непосредственной близости от памятника Ленину. Припорошенный декабрьским снегом Ильич взирал на происходящее с одобрением: в каком-то смысле лозунг "цель оправдывает средства" продолжает жить, и даже в 30-градусный мороз современные партийцы продолжают посещать митинги. Когда организаторы события выставили и настроили собственную аппаратуру, на площади можно было видеть, по крайней мере, слышать точно, абсолютно психоделическую картину: с одной стороны площади громкогласно звучало: "Синий, синий иней лег на провода", – буквально через сто метров: "Чурова на лыжи! И в Магадан! ", а промеж всего этого благолепия раздавался звук бензопилы – то сооружали ледяные скульптуры для новогоднего городка.
А еще говорят, Абакан – провинция, жизнь-то кипит!
Сам ты электорат!
Что касается митинга, то тут вам никаких "успешных, но обманутых": он мало чем отличался от обычного собрания КПРФ. Коммунисты снова обозначили свои позиции и намерение добиваться пересмотра результатов выборов в судах. Выяснилось также, что помимо ругательного слова "быдло" существует не менее обидное слово "электорат". Это вот те, которыми, по мнению представителей компартии, считают народ нынешние власти.
Не исключено, что слово "электорат" теперь прочно войдет в народный лексикон: к примеру, молодой парень на улице кидает окурок мимо урны, а бабушки, сидящие у подъезда, ему вслед: "Вот электорат! А еще мать – учительница! ".
Кстати, помимо традиционной прокоммунистически настроенной аудитории присутствовали на митинге и отроки. В частности, молодой человек по имени Роман на вопрос, с какой целью пришел, сказал: "Я пришел выразить свой протест, потому что многим жителям нашей страны не дали... " В этот момент Романа кто-то отвлек, и он не смог закончить фразу, но, видимо, имелось в виду: "не дали честно исполнить свой гражданский долг" или "честно выразить гражданскую позицию".
Мужчина постарше, точнее, совсем постарше, высказал недовольство по поводу ярмарки: "Устроили они эту ярмарку, понятно же зачем устроили, чтобы митингу помешать! ".
Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в принципе митинг и ярмарка не мешали друг другу ни географически, ни акустически: людям было где встать, а слова ораторов были отчетливо слышны, и "синий иней" их не перебивал.
Кстати, представители правительства тоже появлялись в непосредственной близости от временного оплота оппозиции, и то ли контролировали, как строятся ледовые скульптуры, то ли внимали тому, что говорят идейные противники.
Под конец на ораторскую позицию вышел глава хакасских либерал-демократов Валерий Старостин и заявил, что его партия тоже против итогов выборов, и еще вопрос, кто более против – коммунисты или ЛДПР. Кроме того, господин Старостин сообщил о том, что 24 декабря ХРО ЛДПР также намерено провести митинг, предположительно, возле гостиницы "Хакасия".
В завершение участники собрания приняли резолюцию и под звуки патриотической песни начали расходиться по домам. В это время произведения из золотой коллекции отечественной поп-музыки все еще продолжали звучать из "музыкального автобуса", стоящего у входа в здание республиканского правительства...