«Договор без цели и гарантий» – так назвал концессионное соглашение по бердянскому горводоканалу первый замминистра ЖКХ
Побывавший в Бердянске первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Александр Мазурчак отметил слабую работу городских управленцев в вопросе передачи горводоканала в концессию и обратил внимание на высокий профессионализм созданной советом депутатской контрольной комиссии. Правительственный гость оставил свыше 30 замечаний по договору с концессионером и выразил удивление по поводу того, что мэр смог провести с ним лишь весьма краткосрочную встречу по столь важному для города вопросу. С представителем концессионера первому заму министра при всем его весьма настойчивом желании встретиться вообще не удалось.
Первый замминистра ЖКХ Александр Мазурчак: «Тарифы на коммунальные услуги будут расти независимо от того, будет сдан горводоканал в концессию или нет. Но вопрос в том, насколько и как часто они будут увеличиваться»
Поспешишь – людей насмешишь
«Спеши медленно», – многозначительно говорили древние римляне, намекая на то, что при любой оперативности и скорости действий необходим здравый и взвешенный подход, чтобы потом спешка не вылезла боком. Но то, что было ясно еще древним, похоже, не очень понятно бердянским городским властям во главе с Евгением Шаповаловым. И ситуация, складывающаяся вокруг коммунального предприятия «Горводоканал», – лишнее тому подтверждение.
Парадокс, но наш городской голова – ярый противник концессии и сторонник малопонятной идеи с объединением теплосети и горводоканала – за несколько дней до объявления ему импичмента 30 сентября вдруг взял и резко переориентировался на концессию. При этом спешка от неожиданно наступившего прозрения началась такая, что за последние два месяца появились два концессионных договора с одним и тем же концессионером, и, судя по всему, в ближайшие дни придется готовить третий.
С одной стороны, чрезмерная оперативность объяснима. Сегодня Бердянский горводоканал должен Запорожоблводоканалу уже 8 млн. грн. И эта цифра ежемесячно увеличивается на 400-700 тыс. грн., потому что существующий на сегодня тариф, утвержденный еще в 2006 году, уже не покрывает всех реальных затрат предприятия. А такая ситуация чревата банкротством водоканала и тем, что город останется вообще без воды. Выход из создавшегося положения может быть только один – увеличение тарифов чуть ли не вдвое. Но ведь это какой удар по населению, да еще в условиях набирающего силу экономического кризиса.
Вот тут и пришла на помощь концессия. Ведь концессионер не только пообещал закрыть долги горводоканала, но и обязался в течение года не увеличивать существующие тарифы. И вот, как индейцы на стеклянные бусы, бердянские власти кинулись на заманчивые обещания, похоже, не думая о юридических гарантиях. В суете не была сделана денежная оценка коммунального имущества, передаваемого в концессию, не проработан четкий план взаимодействия с концессионером… К тому же все делалось без участия общественности, настолько кулуарно, что по поводу этой непонятной таинственности упрек городскому голове Евгению Шаповалову сделал даже побывавший в Бердянске председатель Запорожского областного совета Александр Нефедов.
Депутаты горсовета тоже возмутились происходящей закулисной игрой. Была создана специальная контрольная комиссия для изучения ситуации. Но работу комиссии торпедировали многократными эмоциональными заявлениями: «Если концессии не будет, придется увеличивать тариф, и вина за это ляжет на депутатский корпус».
Нужно сказать, что данная уловка сработала. Вопреки заявлениям членов контрольной комиссии о том, что даже во втором варианте договора с концессионером много непонятных и четко не прописанных моментов, вопреки просьбе к коллегам подождать несколько дней до приезда эксперта из министерства, в прошлую пятницу была созвана внеочередная сессия горсовета, которая большинством голосов поспешно утвердила предлагаемый исполкомом договор с концессионером и в очередной раз дала добро на концессию.
А в понедельник в город приехал первый замминистра жилищно-коммунального хозяйства Александр Мазурчак и очень вежливо, корректно, но тем не менее в пух и прах раскритиковал предложенный исполкомом и одобренный советом концессионный договор... Вот уж действительно спешка полезна только при ловле блох. Это уже из нашей отечественной народной мудрости…
Замечаний по договору более 30
Александр Мазурчак приехал в город по приглашению созданной советом контрольной комиссии. Сам он в прошлом мэр Каменец-Подольского. В этой должности проработал более 10 лет. В Украине известен реформаторским подходом к ЖКХ. Каменец-Подольский – один из лидеров самоуправления в стране. Благодаря этому Александр Владимирович и оказался в правительстве. Помимо того, что он первый замминистра, он еще и возглавляет государственную инспекцию по ЖКХ. За его плечами опыт участия в подготовке передачи в концессию Луганского водоканала.
Но кроме того, что он представляет Кабмин, является специалистом в вопросах жилищно-коммунального хозяйства, Александра Владимировича приглашали в город еще и как нейтральную третью сторону. Ведь Евгений Шаповалов объяснял критику своих концессионных изысков со стороны депутатов исключительно продолжающимся противостоянием между ним и советом. Вот потому и была приглашена третья сторона, как эксперт, а не участник политического процесса.
И вот, поработав с документами, на состоявшеейся во вторник итоговой пресс-конференции Александр Мазурчак прямо заявил: «То, что плохо проработан первый договор, это да. То, что в спешке принимался второй договор, это да. Но радует то, что бердянские управленцы готовы слушать замечания».
А замечаний от первого замминистра набралось ни много-ни мало свыше трех десятков.
«Помимо того, что у вас в договоре четко не прописаны все гарантии, у вас там еще и нет никакой цели», – такое резюме вынес столичный гость. В самом деле, с какой целью передается водоканала в концессию? Чтобы на протяжении одного года удерживать тарифы? А как быть потом? А если с 1 января 2010 года тариф будет увеличен вчетверо?
«У вас в Бердянске потери воды составляют почти 50%, – констатировал первый замминистра. – Вы потребляете один литр воды, а платите за два. Сдержать рост стоимости коммунальных услуг нельзя. Они будут увеличиваться постоянно, так как постоянно растет стоимость энергоносителей, увеличивается размер минимальной заработной платы и т. д. Все это закладывается в стоимость услуг. И тарифы будут расти независимо от того, останется ваш водоканал коммунальным или будет передан в концессию. Но вопрос в том, насколько будут расти тарифы. Сдержать темпы можно только через модернизацию, через борьбу с потерями. А где все это отражено в договоре? У вас там просто нет никакой цели и стратегии. А цель должна быть. Она главная и триединая – это, во-первых, подача качественной воды (чего вообще нет в договоре), во-вторых, постоянная подача воды (это есть), в-третьих, рост тарифов должен быть самым минимальным именно за счет сокращения потерь. А у вас вообще не прописано, как концессия будет оптимизировать свои затраты, как будет уменьшать потери. И совсем непонятно, как город будет контролировать все эти процессы.
Кроме того, на словах мне говорят, что концессионер будет гасить имеющиеся долги горводоканала, но в договоре я этого не нашел. Непонятно и за счет чего концессионер на протяжении года будет сдерживать рост тарифа на воду? И такого рода вопросов много.»
С мэром переговорили вкратце, а с концессионером вообще не встретились
В этой связи Александр Мазурчак выразил недоумение по поводу того, что с мэром города Евгением Шаповаловым у него была лишь кратковременная встреча. Оно, вроде бы, и понятно, городской голова находится в отпуске, но водоканал ведь стратегическое предприятие… К тому же, коммунальное предприятие, а денежной оценки его имущества нет.
От оценки компетентности городских чиновников, готовивших договор, столичный гость попытался корректно уйти, объяснив отсутствие специалистов низкими заработными платами в органах местного самоуправления. А вот депутатской контрольной комиссии он дал высокую оценку, подчеркнув, что, работая вообще на общественных началах, депутаты, в отличие от оплачиваемых чиновников мэрии, сами и без его участия нашли в договоре целый ряд слабых моментов.
Явно подавленный услышанным первый зам городского головы Петр Гончарук попытался было вновь включить старую песню о том, что концессионера такого рода разговоры напугают, он уйдет, и придется повышать тариф. Однако Александр Мазурчак тут же парировал данный аргумент. В Луганске, несмотря на участие правительства, договор о концессии был подписан так, что в первый же месяц работы новой структуры тарифы подскочили вдвое. Беда в том, что луганчане были первыми, а бердянцы в вопросе создания концессии – вторые в Украине. Естественно, как в любом новом деле, есть масса новых моментов, есть прорехи в законодательстве. В данной сфере еще просто нет спецов, именно потому настолько важно продумать все до мелочей, а не устраивать гонки. Тем более, концессия создается ведь не на год, а на 30 лет. Именно потому важно «забить» в договор пункт о четком сроке погашения концессионером долгов водоканала. Пока это на словах – это только слова. А вот когда инвестору нужно будет в четко определенные сроки внести положенные суммы – это другой вопрос. И если концессионер этого не сделает, то он не реализует и остальных пунктов договора, и, следовательно, чего жалеть, если он уйдет. А вот если вложит сразу 7 млн., то это уже, ясно, подход серьезный, такой инвестор приложит максимум усилий к скорейшей модернизации и наведению порядка.
К тому же, как отметил первый замминистра, в Бердянске ведь не идет спор о том, создавать концессию или нет. За концессию выступают все. Кстати, и в правительстве сегодня считают, что именно концессии – это наилучший вариант. Но вопрос в том, на каких условиях приглашать концессионера, какие гарантии для громады будут внесены в договор. И станет ли создание концессии действительно шагом к выходу из кризиса или создаст из-за неправильно подготовленного договора новые проблемы.
При этом позиция министерства такова, что оно защищает интересы не только громад, но и самих инвесторов. Ведь на концессионера нельзя будет навесить непосильный груз, вот тогда он развернется и уйдет. А к слову, в так называемых устных договоренностях к бердянскому договору просматриваются весьма кабальные условия. Только за первый год работы с учетом погашения долгов концессионер должен будет вложить в горводоканал порядка 16 млн. грн. Удивительно, что он на это соглашается. Но поскольку не все прописано в договоре, то есть основания предполагать, что далеко не все обещания будут выполнены. И эти подозрения укрепляет тот факт, что представитель концессионера так и не нашел возможности переговорить с первым замом министра.
Именно потому на вопрос журналистов, а что бы произошло, если бы депутаты не пригласили эксперта и в силу вступил бы договор, поспешно принятый на внеочередной сессии, Александр Мазурчак ответил: «А ничего бы не произошло. Именно ничего… Инвестор бы не платил деньги, а вы бы ничего не могли сделать и ничего бы не получили».
В то же время первый замминистра отметил, что он приехал в город не с ревизией, не с карательными, а с консультативными функциями. Обозначенные им 32 рекомендации к поправкам в договор не обязательны для выполнения. В принципе, совет может их и не принимать – никакого нарушения закона в этом нет. Но потом громада может очень сильно поплатиться. Именно потому столь сложный вопрос, как передача грводоканала в концессию, нужно решать не кулуарно, а с привлечением как можно более широкого круга специалистов. И лучше потерять один лишний месяц на подготовку грамотного документа, который бы защищал интересы и города, и инвестора, чем потом расплачиваться за поспешность…
Каждому сверчку – свой шесток
В общем, визит представителя правительства в очередной раз продемонстрировал слабую квалификацию нынешней исполкомовской команды. А для городского совета стал еще одним уроком в том, что нужно крайне осторожно и взвешенно относиться к предложениям нынешней команды управленцев и не покупаться на политический шантаж.
И еще. Как ни страдал «звездностью» прежний наш мэр Валерий Баранов, сколько ни говорил, что Бердянск – самый лучший и самый инновационный в Украине, он никогда не чурался обучения, никогда не принимал глобальные решения без привлечения экспертов. В скольких программах наш город тогда участвовал, сегодня, наверное, и не сосчитать. А тут некоторые господа-товарищи дебет от кредита отличить не могут, а договоры втихую заключать без обсуждения и без экспертов, видите ли, мастаки. Нет, не бывает такого… И визит столичного чиновника это в очередной раз доказал. Проблему могли создать такую, что расхлебывали бы ее еще и наши дети. Автор: Павел ИЩУК