Главный аргумент концессионного соглашения поставлен под вопрос
Одним из аргументов в пользу передачи горводоканала в концессию не раз называлось достижение договоренностей о том, что концессионер в течение года не изменит тариф. Однако после того, как в договор были внесены отсутствовавшие ранее гарантии по погашению существующих долгов и ряд других, защищающих интересы громады, концессионер сделал оговорку.
В договор был внесен пункт, что концессионер не увеличит в течении года тариф только в том случае, если не возрастет более чем на 10% стоимость электроэнергии и размер минимальной заработной платы. Местная власть эту оговорку приняла. Это означает, что тарифы на воду могут быть изменены уже весной, а быть может, и еще ранее.
Двойной фальстарт
В третий раз за последние два месяца договор о передаче горводоканала в концессию обсуждался на состоявшейся в прошлый четверг очередной сессии горсовета. Фактически речь идет уже о третьем договоре. Для чего было три недели назад в спешке собирать внеочередную сессию горсовета до приезда первого зама министра ЖКХ Александра Мазурчака и в итоге выставить себя и часть депутатов совета на посмешище с принятием очень «сырого» договора – непонятно. Ранее мы уже сообщали о том, что визит в Бердянск Александра Мазурчака закончился тем, что он назвал заключенный за три дня до его приезда концессионный договор договором «без цели и гарантий». В итоге столичный чиновник сделал к уже принятому на внеочередной сессии документу 32 замечания. Как следствие, договор пришлось срочно менять, дополнять, включать туда отсутствовавшие ранее гарантии и выносить его в третий раз уже на очередную сессию, которая состоялась 11 декабря.
Совет не стал ставить Евгению Шаповалову еще один «неуд»
Однако обсуждению условий договора предшествовал отчет председателя контрольной комиссии Виктора Семенова. Эту комиссию совет создал для изучения работы мэра Евгения Шаповалова и его заместителей по передаче горводоканала в концессию. Кстати, многократные переделки договора, приезд в Бердянск первого заместителя министра ЖКХ Александра Мазурчака – это результат усилий группы депутатов, и в частности членов контрольной комиссии. Они изначально заподозрили неладное, забили тревогу и заставили городского голову с его замами разработать договор таким, каким он был представлен в третий раз. Если бы столь тщательный подход был изначально, не было бы этого посмешища с чередой заключений и перезаключений договора, а нормальный вариант был бы принят намного раньше. Но произошло то, что произошло.
Так вот, Виктор Семенов, взяв слово, обратил внимание своих коллег на то, что изначально была сфальсифицирована стоимость коммунального имущества, передаваемого в концессию. Сфальсифицирована, естественно, в меньшую сторону. И как только комиссия была создана, по непонятным методам, скорее всего, с потолка, чиновники стали называть большую сумму. В результате на сегодня стоимость горводоканала возросла на 16 млн. грн. Как такое можно понять?
Второй принципиальный момент. Первоначальный договор, принятый втихую в кабинетах исполкома, не отвечал интересам громады и мог нанести ущерб городу. Об этом, к слову, напрямую говорил и приезжавший в Бердянск первый зам министра. Такую же оценку он дал и скоропалительно подготовленному второму варианту договора, в одобрение которого втянули уже и часть депутатов городского совета. Почему вдруг часть совета пошла на поводу у некомпетентных людей, до сих пор остается загадкой. Спасибо, более «въедливые» депутаты добились приезда эксперта и подготовки нового, третьего, варианта договора.
Именно потому Виктор Семенов предложил совету признать работу мэра по передаче водоканала в концессию неудовлетворительной. По мнению депутата, некомпетентность и безотвественность мэра в данном вопросе были очевидны. Город едва не втянули в «халепу» с непродуманным договором.
Но, возможно, понимая, что «неуд». бьет и по ряду депутатов, пошедших на поводу у городского головы, возможно из жалости к Евгению Ивановичу, большинством голосов совет отказался ставить Евгению Шаповалову еще один «неуд»., посчитав несвоевременным нагнетать политические страсти. Тем самым было зафиксировано не просто отношение к сложившейся ситуации, но и фактический раскол, который произошел в совете, до недавнего времени достаточно единодушном.
Могло быть и хуже
Но в обмен на это уже через несколько минут первый зам городского головы Петр Гончарук преподнес совету новый сюрприз: оказалось, что концессионер принял все поправки к договору, но взамен попросил внести одну свою. А именно – освободить себя от обязательства не поднимать в течение года тарифы, если минимальная заработная плата или стоимость электроэнергии возрастет более чем на 10%. Тем самым пункт, которым городские власти особо активно козыряли, поставлен под сомнение. То есть фактически тариф на воду может вырасти уже в ближайшее время.
Эта информация вызвала замешательство в зале. Фракция Блока Наталии Витренко сразу отказалась принимать участие в голосовании по договору.
И тем не менее, несмотря на столь неожиданную новость, большинством голосов совет все-таки утвердил новый концессионный договор.
С удовлетворением признать пока можно только одно: ситуация могла бы быть хуже, не будь двукратных изменений в договоре, которых удалось добиться активной группе депутатов. Включенные в документ гарантии, заставили и концессионера отнестись к нему более взвешенно, без пустых обещаний. И, в принципе, сегодня уже не столь важно, будет у мэра одним «неудом» больше или меньше. Главное, что по настоянию депутатов подготовлен продуманный и взвешенный документ. Ведь, как отметил тот же первый заместитель министра ЖКХ Александр Мазурчак, вопрос не в увеличении тарифов – это неизбежно, вопрос в том, насколько будут увеличиваться тарифы и насколько эффективно и оперативно концессионер начнет модернизацию горводоканала. Все это покажет время. Пока же констатируем тот факт, что частный Бизнес пришел у нас уже и в систему водообеспечения. Что из этого выйдет, мы не просто увидим, а прочувствуем на себе в ближайшее время. Автор: Павел ИЩУК