Близится пятнадцатая годовщина печального события - прекращения существования СССР. И все эти пятнадцать лет не стихают разговоры о причинах происшедшего.
Как это обычно у нас бывает, почти все стараются сложное свести к простому, выявить некую главную (а то и единственную) причину, а по возможности и главных виновников. В итоге вместо серьезного анализа получается сочинение очередных мифов и сказок.
Среди народных сказок наиболее популярна та, в которой рассказывается, как три зловредных мужика собрались в декабрьском лесу, хорошо выпили, хорошо закусили - и в ходе выпивания и закусывания развалили великую страну… Среди сказок, так сказать, академических на первом плане стоит сказка о чисто экономических причинах распада СССР. И так далее, и тому подобное…
В реальности свою роль сыграли очень многие факторы. И тяжелейший экономический кризис можно полагать главной причиной распада только в том смысле, что из-за него руководство СССР не имело возможности остановить процесс ликвидации страны. Не было у руководства денег ни на кнуты, ни на пряники.
Что касается самого указанного процесса, тот тут еще более важное значение, чем ситуация в экономике, имело желание обогатиться у определенной части партноменклатуры и желание повысить свой социальный статус у нее же и у немалого числа представителей новой политической элиты.
Перечислять менее значимые факторы в данном материале не стоит. Лучше вспомнить некоторые события тех лет.
С 1990 года союзные республики, включая СССР, взялись объявлять о своем суверенитете и избирать президентов. Тем не менее к осени девяносто первого вполне возможно было создать новую работоспособную федерацию в составе если уж не пятнадцати, то хотя бы девяти - двенадцати республик. Работоспособную, в частности, в силу того, что в нее обязательно вошли бы Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан, не имевшие ни малейших причин для отделения друг от друга.
Но тут произошел пресловутый путч ГКЧП, и центробежные тенденции резко усилились. И здесь особенно важно, что резко усилились и в Украине.
Данной республикой руководил парламент, подавляющее большинство мест в котором занимали партноменклатурщики. Развала СССР они не хотели. Главным для них было, чтобы Москва, с одной стороны, не позволяла их обижать местным националистам, а с другой - сама не обижала, в украинские дела особо не лезла, не мешала украинской номенклатуре наживать первые миллионы. А тут 19 августа, ГКЧП, и генерал армии Варенников прибывает в Киев и пытается порулить Украиной. А тут 21 августа, крах ГКЧП, и в Москве якобы побеждают демократы. Нет, подумали депутаты-номенклатурщики, с такой Москвой каши не сваришь. И уже 24 августа, объединившись с националистами, объявили о независимости Украины. Далее же три месяца вовсю агитировали украинский народ, чтобы он на референдуме их объявление поддержал.
Референдум состоялся 1 декабря. Во всех регионах Украины (исключая город-герой Севастополь) при очень высокой явке большинство проголосовало за независимость. В целом явка оказалась равной примерно 84 процентам, и 90,3 процента участников референдума высказали желание жить в независимой стране Украине.
Одновременно с проведением референдума избирали президента Украины. Им стал Леонид Кравчук. Чего действительно хотел этот выходец из западных украинских краев и опытнейший аппаратчик КПСС, сказать сложно, но зато ясно, что при имевших место результатах референдума он ничего иного не мог заявить, кроме как о выходе Украины из СССР. Это он и заявил на лесной встрече с Ельциным и Шушкевичем. А без Украины СССР уже и не СССР. Так что не в выпивке и закуске дело…
Но что-то все же можно было сохранить. И если этого не сделали Ельцин, Шушкевич и лидеры других республик, то их вполне могли поправить республиканские парламентарии. Но не тут-то было. Парламентарии думали не о великой стране, не о жителях своих республик, а, видимо, в первую очередь о том, что, ликвидировав СССР, а значит, и такую должность, как народный депутат СССР, они из депутатов второго ряда (или второго сорта) превратятся в самых что ни на есть перворядных и первосортных.
Как эти думы воплотились в жизнь в России, прекрасно было описано в «Новой газете» (№1(68), 1994 г.). При этом авторы соответствующего материала опирались на бюллетень №21 совместного заседания Совета республик и Совета национальностей на 4-й сессии Верховного Совета РСФСР 12 декабря 1991 года. Что же следует из приведенных там данных?
А то, к примеру, что все парламентские фракции (от «Коммунистов России» до «Радикальных демократов») проголосовали за Патификацию Беловежских соглашений. И в ходе двух голосований (за основу и в целом) из 246 парламентариев нашлось лишь семь героев, которые хотя бы по разу проголосовали против (за было 188 человек).
Чуть получше вышло с голосованием за денонсацию Договора об образовании СССР. В двух фракциях («Россия» и «Смена») «за» голосовало меньшинство. Да и общее число так голосовавших оказалось поменьше - 161 депутат. Правда, и полку (а точнее, отделения) героев убыло. Лишь три депутата (С. Бабурин, В. Исаков, П. Лысов) проголосовали «против».
Но 161 из 246 есть 161 из 246. Договор был денонсирован - и России в СССР уже не оказалось. В «Новой газете» относительно этого было написано следующее: «Принятие постановления о выходе России из Союза прошло без обсуждения и даже без «шума в зале». 12 декабря 1991 года в 13 часов 28 минут 31 секунду Россия законным порядком вышла из состава СССР…»
В украинском парламенте против Беловежских соглашений проголосовали три депутата. В белорусском - один. Кто был этот один? Очевидно, Александр Лукашенко.
Вот такие-то дела. А вы говорите «экономика», «три зловредных мужика»… Не столь оно все просто на белом свете.