Недавно озвученная спецслужбами и властями Латвии угроза о возможном проведении в Риге терактов, слава богу, оказалась ложной. Но можем ли мы считать себя в безопасности? Прошло уже несколько месяцев, как Латвия является членом Европейского союза и НАТО. И хотя наши власти не устают твердить на всех уровнях, как лучше и безопаснее стало нам жить, население страны с вполне обоснованной тревогой наблюдает за происходящими переменами. И если в экономике мы чувствуем их почти ежедневно, наблюдая рост цен на все и на вся, то во внешней политике, судя по риторике некоторых представителей правящей элиты, Латвийскую Республику может ожидать не один сюрприз, что станет для народа очередным неприятным открытием. А как нынешняя ситуация выглядит со стороны? Думаем, точка зрения специалиста будет небезынтересна нашим читателям. Правда, это свое мнение он высказал несколько раньше. Однако, думается, сейчас пришло самое время предоставить ему слово. Итак, о проблемах терроризма и внешних угрозах для стран Балтии своими выводами делится директор Центра анализа международных конфликтов (РФ) Александр ШУМИЛИН.
— Действительно, вступив в ЕС и НАТО, страны Балтии в значительной мере обезопасили себя с точки зрения возможных угроз весьма маловероятных масштабных боевых действий. Словом, они прикрылись натовским щитом – на земле, в воздухе и на море. Парирование такого рода угроз (масштабных или локальных столкновений) само по себе способно усилить чувство безопасности у отдельных жителей и отразиться на модели поведения государственных структур – это позитивный фактор. Однако эти угрозы в значительной степени отошли в прошлое: сегодня все мы, включая страны НАТО, становимся объектами угроз другого рода – терроризм, наркотрафик, организованная преступность. Противостоять им можно другими методами (минимально военными) и с помощью других альянсов.
Вывод: вступление стран Балтии в НАТО – первый шаг. Вторым должно стать серьезное обращение к проблематике совместного противостояния глобальным угрозам – их анализ, налаживание взаимодействия в рамках НАТО, а также подключение к программам НАТО – Россия, усиление двустороннего взаимодействия с Россией в контексте противостояния новому типу угроз.
Став полноценной составляющей западного сообщества, страны Балтии объективно вписывают себя в параметры проблем, связанных с так называемым «конфликтом цивилизаций» (до того они оставались в стороне от этой проблематики). Теперь как отдельные граждане, так и госструктуры этих стран становятся потенциальными объектами целенаправленной активности международных, в первую очередь исламских террористов.
Давайте коснемся конкретного характера новых угроз. Наркотрафик и оргпреступность: эти проблемы уже давно известны странам Балтии. Новый момент состоит в том, что в ближайшие годы можно ожидать роста активности субъектов этой криминальной деятельности, поскольку Балтия будет рассматриваться ими как пока еще «самое слабое звено» на пути их проникновения в Европу.
Угрозы терроризма можно подразделить на прямые и опосредствованные. Прямые угрозы связаны с вовлечением подразделений (или отдельных представителей) стран Балтии в контртеррористические операции в зонах нынешней и будущей (Центральная Азия и Ближний Восток) ответственности НАТО. В этом случае исламские террористы будут стремиться нанести удары как по этим подразделениям (или отдельным гражданам) в зонах конфликтов, так и по чувствительным объектам в самих странах Балтии – чтобы подорвать моральное состояние общества, воздействовать на общественное мнение и побудить политиков действовать в нужном для террористов направлении.
Опосредствованные угрозы – это резкое повышение уровня рисков для отдельных граждан или транспортных средств под флагом того или иного государства Балтии оказаться объектом атаки террористов за пределами своих государств и территорий. Иными словами, они могут подвергнуться атакам как «без разбору» (просто как представители западного сообщества и НАТО), так и целенаправленно – (например, по схеме «отложенной мести» – когда теракт совершается как возмездие за ту или иную акцию, к проведению которой страны Балтии были причастны в прошлом, а сама акция уже подзабыта в сознании населения).
Актуальной для жителей Балтии, следовательно, и Латвии, становится и проблема изменения сознания, ментальности в вопросах терроризма. Создаются полуобщественные-полугосударственные структуры, призванные прорабатывать эту проблематику и воздействовать на общественное мнение. Их статус должен повышаться, должны расширяться их возможности коммуникаций с обществом. Особое внимание должно быть обращено на проблематику «конфликта цивилизаций», на проблему ислама с акцентированием того, что антитеррористическая кампания направлена не против мусульман, а против экстремистов и террористов под знаменем ислама. Полезен последний эксперимент во Франции (хотя в Балтии эта проблема не стоит так остро) – cоздание Совета по мусульманскому культу, в котором собраны местные исламские авторитеты умеренного толка, готовые активно противостоять местным же радикалам. Во Франции это имеет практическое значение, а в Балтии могло бы стать важным символом.
Следующее. Приобщаясь к теоретическим и практическим мероприятиям по антитерроризму в рамках НАТО, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом вопросе сохраняются расхождения между США (с ними Великобритания и Канада) и европейскими союзниками. США настаивают на большей решимости альянса в борьбе с терроризмом, подталкивают к реструктуризации НАТО под эту борьбу, настаивают на определении новых зон ответственности альянса (далеко за пределами традиционных зон в Европе) – на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Расширение географии интересов блока уже анонсировано как общая задача, но пока не наполнено содержанием (никто не представляет форму присутствия альянса в той или иной точке Азии). Зато Западное Средиземноморье, страны Магриба и африканского Сахеля уже становятся той зоной борьбы с терроризмом, в отношении которой между европейцами и американцами наметилось согласие: именно в страны Магриба перемещаются «мозговые центры» террористической сети «Аль-Каеда» — оттуда Усама бен Ладен рассчитывает бить по интересам Европы и США.
Из всего сказанного объективно следует вывод – в контексте этой проблематики полезно активизировать двустороннее взаимодействие общественных структур, «мозговых центров» стран Балтии и России. Тем более что экспертное сообщество России уже активно вовлечено в обсуждение всего комплекса вопросов, связанных с международной борьбой с терроризмом, и с НАТО и на двусторонней основе со всеми странами Европы и США.
На снимках:
Президент России В.Путин отдает дань скорби и памяти.