Латвийско-российские отношения в постсоветские времена никогда особенно теплыми не были. Разве что в т. н. «козыревский период», когда вся внешняя политика России строилась по принципу «чего изволите?», но это все уже в прошлом. Сегодня же редко какой выпуск новостей обходится без сообщения об очередном резком заявлении российских политиков или ответе на него политиков латвийских. Если не знать всей предыдущей истории этих баталий, может показаться, что вот-вот произойдет отзыв послов и мобилизация резервистов...
«А на том берегу
незабудки цветут...»
Между тем еще в 1997 году приграничными самоуправлениями Латвии, России и Эстонии был создан Совет по приграничному сотрудничеству. Со стороны Латвии в него вошли Валкский, Алуксненский, Балвский и Лудзенский районы. Для практической работы организовали Секретариат с представительством по два человека от каждого района. В 2000 году латвийские районы для координации своих позиций создали общественную организацию, с российской стороны эти проблемы курирует Ассоциация муниципальных образований.
Все эти структуры считаются неправительственными и некоммерческими и, видимо поэтому (в отличие от «большой» межправительственной комиссии), регулярно проводят встречи, обсуждения, конференции поочередно на территориях трех соседних государств. Летом прошлого года Институт внешней политики Латвии при финансовой поддержке правительства Швеции провел исследование по проблемам приграничного сотрудничества и 17 октября в Риге прошла конференция с участием работников МИД Латвии, диппредставителей посольств Эстонии и России и приграничных самоуправлений.
В ее работе принимал участие председатель Лудзенского районного совета и член Совета по сотрудничеству Юрис Бозович, который любезно согласился ответить на вопросы вашего корреспондента.
«Трудно жить, все время запирая дверь
от соседей...»
– К каким же выводам, господин Бозович, пришла столь представительная конференция?
– Основные выводы следующие: в целом приграничное сотрудничество осуществляется еще не очень активно, в него не полностью включены волости и города приграничных районов, а также различные общественные организации. В качестве одной из проблем, сдерживающих сотрудничество, отмечались финансовые трудности – мы в последнее время используем в основном средства самоуправлений.
– А какими практическими делами может похвастаться Совет по сотрудничеству?
– Как можно понять из статуса организации, наша цель – не извлечение какой-то прибыли, а развитие связей. Мы стремимся помогать устанавливать контакты между людьми в сфере культуры, образования, спорта, туризма. Ну и бизнеса, конечно. Хотя в сфере экономики все решают прибыль и эффективность. Если два бизнесмена по разные стороны границы видят выгоду, например, в организации совместного предприятия, им просто не надо мешать и они сами все сделают. Наше дело информация, организация встреч, семинаров.
Для предпринимателей мы, например, издали Каталог фирм и предприятий двух балтийских государств и Псковской области, совместно с норвежцами организовали юношеский лагерь, отдыхая в котором молодые люди побывали в наших соседних государствах, познакомились с жизнью этих стран и своими сверстниками. Сейчас готовится большой совместный экологический проект под девизом «Три государства, три реки, три проблемы».
– Что, на ваш взгляд, мешает более масштабному сотрудничеству?
– О финансовых проблемах я уже говорил. Есть еще такой нюанс, как несколько разный уровень самостоятельности самоуправлений у нас и в России. Там районы даже не имеют собственных бюджетов и их деятельность полностью зависит от областной администрации. При этом надо заметить, что процесс приграничного сотрудничества полностью поддерживается и руководством Псковской области. Более того, там хотели бы распространить этот процесс на весь свой регион. Но в этом случае масштаб связей вышел бы за рамки приграничных самоуправлений, поскольку Псков интересуют не наши сельские районы, а города со схожим потенциалом, типа Даугавпилса или Риги.
Что касается опасений, связанных со вступлением Латвии в ЕС, то думаю, что они безосновательны. Во-первых, наше сотрудничество изначально велось при поддержке европейских стран и организаций, во-вторых, рынок России и в будущем будет интересовать Евросоюз, а наше сотрудничество вполне соответствует этим интересам.
– А пресловутая «большая политика» не мешает?
– Между руководителями приграничных самоуправлений политических противоречий нет... Мы просто хотели бы, чтобы наши жители могли нормально поддерживать отношения друг с другом, ведь по разные стороны границы живут много даже близких родственников. Да и трудно, согласитесь, жить, когда, образно говоря, приходится все время запирать дверь от соседей...
«Решать»
или «не замечать»?
Проблемы, обозначенные авторами проектов и участниками конференции, в принципе названы верно – кто же будет спорить с тем, что нужны межгосударственные договоры, более тесные связи и совместные экономические проекты. А также с тем, что политические проблемы всему этому мешают. Остается открытым вопрос – что же теперь с этими политическими заморочками делать? Ведь можно либо решать их: исправлять ситуацию с негражданством, не проводить ассимиляторскую реформу образования, быть поаккуратнее с итогами Второй мировой войны и оценкой советского периода латвийской истории. Либо делать вид, что этих проблем в Латвии не существует, гнать себе транзит, создавать совместные предприятия или развивать гуманитарный обмен.
На экономическую сферу, вообще-то, грех жаловаться, если иметь в виду, сколько миллиардов долларов в виде сырья и капиталов прокачано через Латвию российскими олигархами. Только не стоит путать интересы российских экономических групп и государственную политику – они иногда совпадают, но и только. Что же касается гуманитарной сферы, то, разумеется, любые контакты будут во благо, как на местном уровне, так и на государственном. Вот только я как-то с трудом представляю себе искренность общения, например, делегации российских учителей с госпожой Друвиете на фоне очередного митинга в защиту русских школ...