Неожиданная новость пришла во вторник, 7 сентября, из Серого дома. Министр финансов Хакасии Юрий Лапшин встретился с вице-президентом Российской инженерной академии Андреем Шрайбером, профессором и академиком Борисом Прыкиным, а также с местными товарищами — некогда главой, а теперь просто членом комитета по экономической политике, промышленности, строительству, транспорту и связи Верховного Совета Владиславом Торосовым и профессором кафедры строительства ХТИ Любовью Нагрузовой.
В общем-то, во встрече не было бы ничего аномального (мало ли с кем большие чиновники каждый день о том о сем разговаривают), если бы не тема, которой было посвящено узкоформатное мероприятие – возобновление работы по созданию в республике промышленно-производственной особой экономической зоны. Развернуть это чудо планируется в тех краях, где уже есть зоны, но только не промышленные, а те, где отбывают наказание преступившие закон граждане – в Пригорске Усть-Абаканского района, на месте бывшего комбината "Сибирь". То есть власти Хакасии вернулись к идее, которую пытались реализовать их предшественники еще пять лет назад.
Прокрутим пленку назад.
Поселок городского типа Пригорск появился на картах в 1988 году, благодаря тому, что неподалеку с начала восьмидесятых возводился "Абаканский комбинат "Сибирь", на котором, по некоторым сведениям, планировалось обогащать уран, естественно, для ядерного оружия. Но подземный завод так и не был построен – гонка вооружений закончилась. Сооруженные до этого на поверхности здания – это лишь малая часть того, что изначально планировалось сделать. В начале девяностых Пригорск стал превращаться в поселок-призрак, по сути, единственным местом работы для его обитателей (если повезет) стали расположенные здесь колонии. Все, что можно было утащить с недостроенного комбината "Сибирь", жители благополучно растащили, имеющиеся сооружения пришли в упадок.
Свет в конце тоннеля для жителей некогда режимного административного образования забрезжил в 1994 году – специалисты Российской инженерной академии и Института экономики РАН начали здесь исследовательские работы, пытаясь определить потенциал территории. Результатом этих работ стал в 1996 году указ президента Бориса Ельцина "О создании свободной экономической зоны "Сибирь" в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия". Но поскольку на тот момент не существовало федерального законодательства о подобных территориях, о реализации проекта не было и речи.
Идея стала обретать реальные очертания лишь девять лет спустя. В июле 2005 года был-таки принят федеральный закон "Об особых экономических зонах (ОЭЗ) в РФ". Согласно этому документу, в районах, получивших от Москвы такой статус, предприятия должны как сыр в масле кататься – они получают налоговые каникулы по земельным, имущественным и транспортным налогам, а также по налогу на прибыль. Уже в августе 2005-го Верховный совет РХ принял постановление №205-7, в котором говорилось: "Считать целесообразным создание на территории РХ особой экономической зоны и участие в конкурсе по отбору заявок, проводимом правительством РФ. Правительству РХ: обратиться в правительство РФ с заявкой на создание в РХ особой экономической зоны промышленно-производственного типа".
Наш Серый дом подал необходимую заявку на конкурс, а к работе над глобальным проектом привлек тех же консультантов из Российской инженерной академии. Данные эксперты пришли к выводу, что ОЭЗ в Пригорске имеет большие шансы быть утвержденной федеральным правительством. Здесь имеются готовые коммуникации по энерготепловодоснабжению, автодороги и даже выход к Красноярскому водохранилищу как к гипотетической транспортной артерии. Но главным козырем перед Москвой и потенциальными инвесторами считалось то, что будущие производства будут иметь дешевую электроэнергию, поскольку на территории Хакасии расположена самая могучая в стране Саяно-Шушенская ГЭС. На территории будущей экономической лепоты планировалось развивать такие отрасли, как глубокая переработка древесины, производство карбида кремния, цемента повышенной прочности и прочих стройматериалов. Работу на новых предприятиях могли бы получить около 12 тыс. человек.
Радостная для республиканских властей новость пришла из Москвы 2 ноября 2005 года. В столице состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору заявок на создание ОЭЗ. Проект Хакасии благополучно прошел первый этап конкурса. После этого о том, что Пригорск в обозримом будущем из зоны бедствия превратится в город-сад, чиновники и депутаты заговорили как о деле практически решенном и приготовились к наплыву желающих поучаствовать в этой благодати инвесторов... Счастье было недолгим. Уже 28 ноября 2005 года под председательством тогдашнего главы минэкономразвития РФ Германа Грефа состоялось итоговое заседание конкурсной комиссии, которая безоговорочно отказала Хакасии. С тех пор идея будто бы умерла. Но, оказалось, она затаилась на время.
Прошло почти пять лет. Экспертов из Российской инженерной академии пригласил вернуться к старой задумке инициатор создания ОЭЗ в Пригорске – экс-глава промышленного комитета Верховного Совета РХ Владислав Торосов. Судя по вестям из Серого дома, план нашел горячий отклик в правительственных сердцах и головах. На встрече зама главы Хакасии, министра финансов Юрия Лапшина с Торосовым & Со стороны договорились о начале работы "по реанимированию и корректировке выполненных в 2005 году технико-экономических обоснований целесообразности организации свободной экономической зоны на территории Хакасии". Региональное правительство в этой команде представят специалисты министерства финансов и министерства экономики.
Можно предположить, что рабочей группе по созданию ОЭЗ в Пригорске предстоит архисложная задача. И пять лет назад коммуникации в этих краях не лучшим образом выглядели, а теперь и вовсе одни руины остались. О трудовых ресурсах в поселке (раньше это считалось одним из положительных для плана моментов) говорить не приходится – едва ли из когда-то восьмитысячного населения Пригорска хотя бы пара тысяч в этих гиблых местах осталась. Но самое главное – нет больше у Хакасии дармового электричества. Инвесторам больше не приходится рассчитывать на низкую себестоимость продукции из-за Саяно-Шушенской ГЭС – мы теперь как все.