Среди выдающихся российских ученых-математиков есть целая плеяда наших земляков. Со школьных лет нам хорошо известно имя осташковца Леонтия Филипповича Магницкого, первого русского математика и педагога, автора знаменитой «Арифметики сиречь науки числительной».
Большой вклад в отечественную математическую науку внесли тверичи, продолжатели дела, которому почти 40 лет служил Магницкий. Среди них выдающийся математик Владимир Модестович Брадис, ученый, педагог, методист. Он родился в 1890 году в старинном русском городе Пскове и был старшим сыном в многодетной учительской семье. Первым учителем Володи был его отец Модест Васильевич Брадис, который заведовал Торошинской городской школой Псковского уездного земства.
В семье Модеста Брадиса большое внимание уделялось воспитанию детей, чтению классической литературы, привитию им высоких моральных качеств не словесным внушением, а силой личного примера. Дети народного учителя Брадиса с ранних лет видели, что смысл всей жизни человека — это неустанный, постоянный труд, стремление овладеть знаниями, а любое дело, за которое берешься, надо уметь довести до конца.
В 1901 году Владимир Брадис поступил в Псковскую классическую мужскую гимназию, где стал одним из лучших ее учеников: получал высшие баллы по всем предметам. У него рано проявились педагогические способности, еще в гимназические годы он охотно помогал товарищам, разъяснял решение трудных задач, проверял сочинения и переводы, занимался по просьбе родителей некоторых гимназистов репетиторской работой.
В начале XX века в России назревали революционные события. Молодежь вовлекалась в политическую жизнь страны, активно заявляла о своих гражданских правах. В 1907 году Владимир Брадис вступает в конспиративный кружок, который объединял революционно настроенную молодежь Псковской губернии. Его назначают библиотекарем и распространителем нелегальной литературы.
В марте 1908 года Владимир Брадис, которому только что исполнилось 17 лет, и многие другие гимназисты, причастные к революционному движению, были исключены из гимназии и арестованы. Следствие по делу конспиративного кружка длилось около года, и в феврале 1909 года был вынесен приговор: «Выслать под гласный надзор полиции сына народного учителя Владимира Модестовича Брадиса в северные уезды Тобольского края на 3 года, считая срок с 11 февраля 1909 года».
В те годы для политических ссыльных двери университетов были закрыты, а получить университетский диплом можно было только при условии сдачи экзаменов экстерном. В Тобольске Владимир Модестович штудирует университетские курсы по математике: прочно усваивает тогдашние учебники аналитической геометрии К.А. Андреева, сложный курс дифференциального и интегрального исчисления К.А.Поссе, учебник теоретической механики Д.К. Бобылева. В Пскове в гимназические годы он изучал немецкий и французский языки, теперь начинает самостоятельно осваивать английский язык. Практической проверкой овладения английским языком был для него успешный перевод с английского языка на русский только что опубликованного исторического романа К. Найта «Пробуждение Турции» (где от него потребовались навыки не только публицистического, но и юридического перевода архивных документов).
По счастливой случайности приемная комиссия Петербургского университета не обратила внимания на содержание документа о пребывании В.М. Брадиса в политической ссылке в Сибири. И вот с осени 1912 года Владимир Модестович после всех выпавших на его долю невзгод и лишений становится студентом престижного физико-математического факультета столичного Санкт-Петербургского университета. Во главе факультета в те годы стояли крупнейшие математики России. Среди них математик с мировым именем академик В.А. Стеклов, академик А.А. Марков, профессор В.А. Сохоцкий и другие. Эти выдающиеся ученые сумели создать на факультете подлинно научную творческую атмосферу. Студент Владимир Брадис приобретает глубокие и прочные знания в области математических наук. Одновременно он по собственной инициативе работает в физических и астрономических лабораториях, проявляя особый интерес ко всякого рода вычислениям. Как известно, в дальнейшем именно проблемы вычислительной культуры помогали ученому в главном направлении его научно-исследовательской работы — в создании математических таблиц и трудов по методике преподавания математики.
Весной 1915 года Брадис блестяще защищает дипломную работу по малоисследованной в науке проблеме «Заостренные кривые III порядка».
После окончания университета Брадис работает штатным учителем математики в Коммерческом училище при Путиловском заводе. В те годы это было одно из лучших средних учебных заведений в Северной столице России. Во главе его стоял звестный педагог В.А. Герд, много сделавший в деле улучшения методики преподавания естественных наук и поощрявший творчески работающих педагогов.
Весной 1917 года Владимир Модестович с семьей переезжает в Тверь, и в дальнейшем его плодотворная научно-исследовательская и педагогическая деятельность будет связана с вузами и школами нашего города.
Свою работу в Калининском педагогическом институте он начал с должности старшего преподавателя, в разные годы был заведующим физико-математическим отделением, заведующим кафедры алгебры и геометрии, а во время Великой Отечественной войны (1942 — 1943) был проректором по учебной и научной работе. За время многолетней работы в вузе Владимиру Модестовичу пришлось вести курсы по всем математическим дисциплинам, которые включены в программу физико-математического факультета, что свидетельствует о его глубоких научных знаниях и серьезной работе по самообразованию.В 1921 году впервые были опубликованы его знаменитые «Таблицы четырехзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин». Они были на столе у каждого старшеклассника, студента технического вуза, инженера, учителя математики и физики. Таблицы Брадиса» хорошо известны всем россиянам, кто получил образование в докомпьютерные времена. В книге Е.Ф. Даниловой «Владимир Модестович Брадис» (Тверь, 1990) приводятся такие данные: в период с 1921-го по 1959 год В.М. Брадис написал 107 научных работ; среди них для студентов пединститутов написано 9 учебников; для преподавателей и студентов физико-математических факультетов — 8 пособий; для учителей и учащихся средних школ — 11 учебников и пособий.Труды профессора В.М.Брадиса известны далеко за пределами России, они переведены не только на языки республик бывшего СССР, но и на английский, немецкий, болгарский, чешский, румынский, корейский, китайский и японский.Владимир Модестович был увлеченным книголюбом, в течение всей жизни собирал книги — и как результат: его личная библиотека насчитывала свыше 4000 книг, среди которых имелись такие раритеты, как сочинения Евклида, Декарта, Ньютона, Эйлера, Лобачевского, редкие журналы и энциклопедии.
При жизни ученого книгами его библиотеки часто пользовались аспиранты, преподаватели, студенты. Ныне большая часть его уникальной библиотеки передана научной библиотеке Тверского университета.
Профессор В.М. Брадис — доктор педагогических наук, член-корреспондент АПН СССР (1968), заслуженный деятель науки РСФСР (1957), был награжден орденом В.И. Ленина (1953), медалью К.Д. Ушинского(1954), которая присуждается авторам лучших педагогических работ. Брадис скончался в Твери в 1975 году и похоронен на Дмитрово-Черкасском кладбище.
Сегодня бывшие аспиранты В.М. Брадиса, а ныне доценты, профессора заведуют кафедрами, работают во многих вузах страны; успешно преподают высшую и элементарную математику, а также методику математики.