Воспитанники бердянской «Академии ремесел» постоянно доказывают, что настоящий талант
не могут сломить никакие недуги
Читатели, возможно, помнят очень добрый советский фильм о Городе мастеров, в котором жили талантливые и трудолюбивые люди: ткачи, кузнецы, плотники, художники, поэты и музыканты, которых хотел поработить злой герцог и которым пришлось бороться, защищая свою свободу. Пусть не целый город, а прячущийся от глаз горожан в самом-самом конце улицы Юбилейной небольшой «дом мастеров» есть и в Бердянске.
На верхнем фото: роспись елочных игрушек – очень тонкая работа. Ею как раз и занимаются Аня Каира (слева) и Настя Мех.
На нижнем фото: Тамара Дубовик шьет украинский национальный костюм
Только его обитателям приходится бороться вовсе не со средневековым герцогом, а с элементарной бытовой неустроенностью, холодом и плохим освещением. Но самая главная борьба каждый день происходит в самих «мастерах» – борьба со своими внутренними проблемами, ведь каждому из них постоянно приходится нести тяжкий крест инвалидности. И только творчество, возможность самовыразиться открывает им дверцу в наш мир, который далеко не всегда может принять их такими, какие они есть.
Творчество ищет разные пути для выражения
– Наш воспитанник Вася Гук уже «тянет» на звание народного мастера Украины. Юле Димогловой удается одной рабочей рукой не только рисовать картины, но и делать народные куклы и расписывать елочные игрушки. Настя Мех за один год занятий успела дважды стать дипломантом «Нових імен України», дипломантом международного фестиваля «Повір в себе» и номинантом Международного конкурса в Москве, печаталась в альманахе лучших работ украинских инвалидов. Есть еще один совершенно замечательный человек – Тамара Дубовик. Стиль ее работ очень похож на работы Марии Приймаченко, но она еще и расписывает игрушки, шьет народные костюмы. Тамаре уже предложили сделать персональную выставку для Национального музея декоративно-прикладного искусства, – о достижениях каждого из своих воспитанников руководитель Всеукраинского учебно-культурного центра психологической поддержки, социальной, профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов «Академия ремесел» Всеукраинской организации инвалидов «Союз организаций инвалидов Украины», народный мастер при Национальном союзе художников Украины Людмила Кириленко-Грабовская может говорить часами. Десять лет назад ради этих молодых людей она, и сама талантливый художник, отказалась от собственной художественной карьеры, выставок и признания, разработала авторскую обучающую систему, чтобы талантливые бердянские инвалиды могли раскрыться и понять, что и у них могут «вырасти крылья».
Легче назвать, чем «академики» не занимаются, нежели перечислить то, в чем они себя уже испробовали: Петриковская роспись, живопись, изготовление сувениров, кукол, папье-маше, роспись елочных игрушек, воссоздание народных игрушек и костюмов, пошив свадебных и вечерних платьев. Сегодня даже иллюстрации к двум готовящимся к выходу книгам Гоголя готовят.
Подходят ко всему, что делают, не просто творчески, а, можно, сказать, даже с научными мерками: если платье для куклы, так обязательно, чтобы во всех деталях соответствовало исторической эпохе и стране, если народная игрушка, так обязательно с сохранением старинной технологии, если Петриковская роспись, так чтобы в точности повторить все ее тонкости. Недаром Академия претендует, что ее творческая мастерская получит статус народных промыслов – под их развитие есть возможность получать государственную помощь.
Для всевозможных дипломов и грамот не хватает места на стенах
За несколько недель занятий Вова Назаренко уже освоил первые навыки Петриковской росписи
Мест, аналогичных бердянской «Академии ремесел», в Украине сегодня просто нет. Но даже не в этом ее уникальность. Уникальность в том, что обучение в ней построено не на то, чтобы формально дать профессию инвалидам, а на то, что полученными знаниями они в будущем смогут зарабатывать себе на кусок хлеба. Дипломантка «Нових імен України» Аня Каира учится в Бердянском педуниверситете и после его окончания вернется в Академию преподавателем. Тамара Дубовик и Оксана Комова уже работают подсобными работниками в «академической» художественной мастерской. На очереди – создающиеся рабочие места мастеров по Петриковской росписи.
Хотя и само умение создавать красоту, которым овладевают воспитанники «Академии», – тоже большая ценность. А то признание, которое они получают на всевозможных всеукраинских и международных выставках, фестивалях и конкурсах, – лучшее тому подтверждение. Дипломами и грамотами с них в «Академии ремесел» увешана целая стена. Причем, висит лишь малая часть наград – нет больше места. Но даже не в этом дело: дипломы, которых год от года становится все больше и больше, – всего лишь показатель уровня профессионализма, на который уже вышли бердянцы.
– Когда мы ездим на Всеукраинские и международные конкурсы, мы никогда не заявляем, что везем работы инвалидов, не выпрашиваем милостыню, а едем на равных условиях и зарабатываем признание своим трудом, – говорит Людмила Кириленко-Грабовская. – Иногда нам даже не верят, что все это сделано руками инвалидов – думают, что я сама все делаю. Чтобы развеивать такие сомнения, процесс создания работ нередко приходится снимать на видеокамеру.
Для кого-то родные, кому-то чужие
Дипломант многих выставок Юля Димоглова расписывает шар в манере народного примитивизма.
Сегодня в Академии занимаются более 20 молодых бердянских инвалидов. Кто-то пришел лишь недавно, а «старожил» Оксана Комова занимается уже 8 лет. Кто-то приходит лишь по нескольку раз в неделю на пару часов, кто-то – проводит в неуютных помещениях почти все дни. Чьи-то работы еще не принимали участия в выставках, а кто-то уже давно стал «своим» на всевозможных выставках. Даже в Киево-Печерской лавре, куда «академики» каждый год ездят на творческие мастерские, их уже давно и хорошо знают.
Почти ничего об их достижениях не знают лишь в их родном городе. За те две городские выставки, в которых участвовали «академики», им не досталось даже ни одной грамоты. «Вы ведь не наши», – так, по словам Людмилы Васильевны, многие годы реагируют на них бердянские власти.
Хорошо, хоть здание выделили. Но долгосрочную аренду на него (аж на пять лет!) удалось получить лишь в феврале этого года – до этого почти четыре года договоры заключались лишь на 8-12 месяцев. Из-за этого не то, что ремонт делать – долгое время даже к электричеству Академия подключиться не могла. А отопления в ее помещениях нет и до сих пор. Вот и вынуждены мастер и ее воспитанники в холодные месяцы ютиться в одной полутемной, обогреваемой лишь двумя каминами, комнате. Что уж говорить о прочих удобствах. «Когда к нам приезжали ирландцы, чтобы учиться расписывать петриковку, они долго не могли понять, как пользоваться рукомойником», – вспоминает Людмила Васильевна.
Тем не менее, руководитель Центра не опускает рук. Есть разрешение на ремонт – строит планы по ремонту. Включили Центр в государственную программу – значит, скоро и финансирование появится.
Но и о тех, кто многие годы бескорыстно помогает, она тоже все время помнит. Александр Пономарев, Владимир Безверхий, Лидия Антошкина, Василий Бондарь, Сергей Матвеев, Виктор Князев, Василий Крыжко, Леонид Подколзин, епископ Елисей, райгосадминистрация – благодаря их помощи и помощи многих других небезразличных людей в Бердянске продолжает существовать это замечательное место, в котором удивительные мастера постоянно творят сказку.