Наша газета уже неоднократно писала о плодотворном сотрудничестве Бердянского университета менеджмента и бизнеса с образовательными и научными учреждениями республики Польша. Одним из наиболее ярких проявлений такого сотрудничества являются совместные научные экспедиции, проводимые кафедрой славянской филологии БУМиБа и Институтом славистики Польской академии наук.
Кандидат филологических наук, завкафедрой славянской филологии БУМиБа А. Сухомлинов у въезда в Полонезкёй
Портреты Михала Чайковского и Людвики Снядецкой на фасаде Дома польской культуры в поселке
Вот уже несколько лет ученые обеих стран исследуют уникальные языковые особенности, сохранившиеся у этнических поляков, которые с 19 века проживают в Турции в селении Полонезкёй, что в переводе с турецкого означает «Польская деревня». Финансирует эти экспедиции польский сенат и он же оплачивает публикации научных монографий по результатам исследований. Руководителем экспедиции является адъюнкт Института славистики Польской академии наук доктор гуманитарных наук Хелена Красовская, а координатором проекта с украинской стороны выступает заведующий кафедрой славянской филологии БУМиБа, кандидат филологических наук, доцент Алексей Сухомлинов. Недавно завершилась очередная экспедиция в Полонезкёй (уже третья по счету), и доцент Сухомлинов любезно согласился рассказать читателям нашей газеты о маленьком островке польской культуры в самом центре современной Турции.
Польская колония Полонезкёй, или Адамполь (так называют городок сами поляки), возникла в 1842 году на азиатской части Босфора. Известно, что первая волна польских беженцев в Турцию приходится на 1795 год, когда состоялся раздел могучего некогда государства Речь Посполитая между Россией, Австро-Венгрией и Пруссией. Для патриотически настроенной части польского общества Османская империя рассматривалась как своеобразный плацдарм, где можно было создать освободительную польскую армию и начать вооруженное освобождение Польши. Рассматривалась даже возможность создания польских частей в составе турецкой армии.
Вторая волна эмиграции приходится на 1832 год, после того как царское правительство России потопило в крови ноябрьское восстание поляков. Многие военные и общественные деятели вынуждены были тогда покинуть Польшу, и для них Адамполь стал счастливым приютом и второй Родиной.
Основателями польского поселения в Турции стали известный писатель и общественный деятель Михал Чайковский и его жена Людвика Снядецкая. Горячие приверженцы идеи национальной независимости, они создали Адамполь как польскую колонию для соотечественников, вынужденных покинуть покоренную и униженную Родину. Разумеется, что создание такой колонии потребовало весьма значительных финансовых средств. Спонсором для поселенцев выступил князь Адам Чарторызкий – один из наиболее влиятельных лидеров польской эмиграции. Именно в честь князя Чарторызкого колонисты и назвали свое поселение Адамполь. В марте 1842 года состоялось торжественное освящение первого дома в польской колонии.
Михал Чайковский очень хорошо показал себя в качестве руководителя и признанного лидера польской общины. Он умел находить золотую середину между требованиями мусульманского правительства Великой Порты и католическим укладом жизни в Полонезкёе. Надо сказать, что турки с большим уважением относились к деятельности Чайковского. Впоследствии он был принят на службу к султану и под именем Садык-паша занимал высокие государственные должности в Османской империи.
Факт существования в Турции польского поселения в то время, когда само государство Польша исчезло с политической карты мира, стал очень важным фактором для поддержания и сохранения национальной идентичности поляков. В Адамполе успешно функционировали католический костел и польская школа. При школе была создана прекрасная библиотека польской литературы, а в семьях поселенцев бережно сохранялись национальные обычаи и традиции далекой Родины.
В 1918 году, когда снова возродилась независимая польская держава, во многом утратился политический смысл существования Адамполя. Однако к тому времени уже для нескольких поколений турецких поляков земля на берегу Босфора стала Родиной. И Адамполь продолжал существовать и даже процветать как островок польской культуры в самом сердце Турции. Тем более, что теперь его очень ощутимо поддерживала (в том числе и финансово) историческая Родина.
В начале 70-х годов ХХ века до Адамполя проложили современную дорогу, и относительно замкнутый поселок открылся миру. Это кардинально поменяло весь жизненный уклад. Значительная часть местных поляков продали свои земли и эмигрировали в Канаду, Америку, Австралию и Германию. Вместо эмигрантов в поселке поселились турецкие семьи. На сегодняшний день из 600 жителей Адамполя всего около сотни человек считают себя этническими поляками. На улицах доминирует турецкая речь, функционирует турецкая школа.
Сегодня Полонезкёй входит в число ведущих горных курортов Турции. При этом поселок по-прежнему считается одним из центров польской культуры за рубежом. При поддержке турецкого правительства здесь ежегодно проводятся международные фольклорные фестивали «Мы – поляки». Сами турки при строительстве гостиниц или ресторанов стараются максимально усилить и подчеркнуть польский колорит Полонезкёя, потому что этот колорит является главной «изюминкой» курортного имиджа поселка.
В завершение хотелось бы сказать, что наши исследования еще раз доказывают, что объединенная Европа 21 века – это своеобразная мозаика из различных народов, этносов, культур и вероисповеданий. Причем это разнообразие играет именно объединяющую и цементирующую роль. Толерантность и взаимное обогащение различных культур способствуют созданию нового культурного пространства, в котором комфортно и безопасно могут сосуществовать все жители объединенной Европы. Автор: Алексей Сухомлинов, кандидат филологических наук, завкафедрой славянской филологии БУМиБа По материалам сайта http://vesvladivostok.ru