Начало истории медицины кроется в далекой глубине веков. История медицины – история человечества. С самого появления человека на земле насущной его задачей стало сохранение жизни; всегда и всюду человека поджидали болезни, иногда ужасные и таинственные, за которыми таился неумолимый враг – смерть. Поэтому люди издавна интересовались болезнями, хотя в большинстве случаев не могли установить их причину и часто возлагали вину на сверхъестественные силы, демонов, злых и добрых духов.
Когда удалось прочесть египетские папирусы, перед нами возникла картина уровня знаний за две тысячи лет до нашей эры. Египтяне знали уже около 250 болезней, которые распознавались по цвету кожи, выражению лица, по виду человеческих отходов и путем ощупывания тела больного. Уже тогда были известны: ревматизм, аппендицит, трахома, которую до сих пор иногда называют египетским воспалением глаз. Лечение больных было привилегией жрецов. Они знали несколько сот лекарственных растений, многие из которых, например касторовое масло, льняное семя, полынь и опий, применяются в медицине и сегодня. Египетские врачи приготовляли из этих растений навары, пилюли, мази и целебные свечки. Одновременно, чтобы исцелить больных, жрецы применяли магические заговоры и амулеты.
В древнееврейской священной книге – Библии, болезням отведено довольно много места, там есть даже немало практических указаний по лечебным процедурам. В противоположность другим народам, иудейские жрецы сами не занимались лечением больных, они только определяли стал ли человек «чистым» после перенесенной болезни и можно ли его допустить к нормальной общественной жизни. В другой священной книге евреев, в талмуде, то есть сборнике толкований религиозных верований, написанном в начале нашей эры, уже упомянута специальность врача, под которой понимали как врачей, занимавшихся лечением внутренних болезней, так и хирургов и аптекарей. Хотя еврейские лекари и были призваны лечить, но искусство врачевания не их заслуга. Они, по талмулу, были только посланниками и вершителями предначертаний бога. Однако у евреев пост врача не считался особо почетным, ведь должность эта не принадлежала к числу тех, которые обеспечивали человеку райскую жизнь после смерти. В талмуде приводится свыше 300 рецептов, даются подробные указания по принятию родов, лечению нарывов и ран. Многие главы этой священной книги свидетельствуют о том, что среди евреев был широко распространен обычай пользоваться услугами врачей.
Очень высок был уровень медицины в древнем Китае. Применение настоев из целебных трав и лечение с помощью «акупунктуры», то есть накалыванием иглами, вошедшее в арсенал средств современной медицины, применялось в Китае чуть ли не во времена каменного века. В период династии Чжоу, то есть за двенадцать веков до нашей эры, в Китае жил легендарный правитель Чэнь Ну, который первый дал описание целебных растений. Среди указанных в сборнике растений есть, в частности, камфара, спорынья, ревень и, пользующийся особой популярностью на востоке, целебный корень жизни – женьшень. Ко временам этой династии относится книга Чжоу-ли, в которой профессиональные врачи разделены по четырем специальностям: диететики, интернисты, хирурги и ветеринары. Следует предполагать, что как раз в это время врачебное дело в Китае перешло от жрецов в руки специалистов лекарей.
В совершенно пустынной местности, в долине реки Инда, найдены развалины города, существовавшего несколько тысячелетий до нашей эры. По обнаруженным там материалам установлено, что индийские врачи того времени были искусными хирургами, которые выполняли даже пластические и косметические операции, устраняли шрамы и другие повреждения человеческого лица.
Во время археологических раскопок в Перу найден человеческой череп со следами проведенной трепанации. Хотя теперь не возможно установить была ли это лечебная операция или одна из магических процедур, но во всяком случае известно, что трепанация черепа была проведена с полным знанием дела. Чтобы предотвратить возможность побега, инки ампутировали у взятых в плен врагов нижние конечности. В те времена от врачей требовали хорошего знания лекарственных растений, а тяжелые наказания, которым подвергали отравителей, свидетельствуют о том, что в древнем Перу различные яды были довольно широко распространены.
В вавилонском кодексе царя Хаммурапи, написанном в XVIII веке до нашего летоисчисления, определены размеры гонорара врачей; это является прекрасным доказательством того, что еще четыре тысячелетия назад существовала профессия врача. В этом кодексе врачи поставлены на первое место среди многих других специальностей, но врачами считали тогда только хирургов. По-видимому, другими видами лечебных процедур в те времена занимались жрецы. Позднее, уже в Ассирии, это изменилось, так как в персидской книге Авеста упоминается, что у врача есть оружие трех видов: слово (то есть заклинания), травы и нож. В Ассирии уже существовало общество врачей, находившееся под специальной опекой богини медицины Гули и ее божественного супруга Нинурта. Итак, врачебная наука и искусство врачевания развивались постепенно испокон веков. На историческом пути, пройденном человечеством, многие жрецы, ученые и философы занимались медициной. И хотя заслуги некоторых из них были весьма велики, имена их канули в лету. Первым врачом, которого имя и труды сохранились до нашего времени, были Гиппократ, получивший почетное звание «отца медицины». С его жизнеописания и начинается наша галерея великих врачей.
Авиценна (Ибн-Сина)
(980...1037 г.г.)
Абу Али Ибн-Сина, латинизированное имя Авиценна, выдающийся врач мусульманского мира, родился в 980 году в Афшане близ Бухары, в нынешнем Таджикистане. Отец Ибн-Сины служил в Бухаре высоким чиновником. Ибн-Сина с малолетства отличался необыкновенными способностями. В десятилетнем возрасте он свободно читал коран и знал произведения многих арабских классиков. До шестнадцатилетнего возраста учился правоведению и в особенности интересовался философией. Медициной занялся позднее, но в этой области человеческих знаний достиг выдающихся результатов.
Когда Ибн-Сине исполнилось всего лишь семнадцать лет, его однажды позвали к больному владетелю, у которого была обширная библиотека. Молодой врач успешно вылечил богатого пациента, и тот так полюбил Ибн-Сину, что оставил при дворе, где он получил доступ к библиотеке. Воспользовавшись этим, Ибн-Сина занялся самообразованием в различных отраслях знаний. В восемнадцатилетнем возрасте Ибн-Сина уже пользовался славой хорошего врача, которого часто звали к одру больных правителей и различных государственных мужей. Ибн-Сина вел бурную жизнь. Его угнетала зависимость от правителей феодальных арабских государств, которые не всегда относились хорошо к выдающемуся врачу. Ибн-Сина часто подвергался преследованиям, в особенности со стороны мусульманского духовенства, ему часто приходилось бежать и искать пристанища у новых покровителей. Одно время Ибн-Сина даже находился в заключении. В конце концов, Ибн-Сина поселился в Исфахане и Хамадане при дворе правителя Хамадана, который назначил Ибн-Сину придворным врачом и даже визиром (министром). Здесь Ибн-Сина пользовался уважением и почетом, но среди мусульманского духовенства имел и многочисленных врагов, потому что его философские убеждения часто расходились с догмами ислама. Умер Ибн-Сина в 1037 году в возрасте 58 лет после долгой болезни. Некий арабский поэт после смерти Ибн-Сины саркастически писал, что «его (Ибн-Сины) философия не научила хорошим обычаям, а его медицина – умению тщательно беречь здоровье».
Ибн-Сина оставил после себя богатое наследие из научных трудов по философии и медицине. Только две книги он написал на родном языке дари, на котором говорили предки современных таджиков, все остальные писал на арабском языке, который в те времена был на Востоке языком ученых. Важнейшее сочинение Ибн-Сины, получившее широкую известность также и в Европе, неоднократно переводившееся на большинство европейских языков, то есть «Медицинский канон», долгое время оставалось основным источником медицинских знаний.