Султан-Галиев Мирсаид Хайдаргалиевич (1892-1940), революционер, советский партийный и государственный деятель.
Родился в деревне Елимбетово (Шипаево) Уфимской губернии в семье учителя, учился в Казани, в Татарской учительской школе (д. 73 по ул. Тукая), которую закончил в 1911 г. с отличием. Работал сельским учителем, потом переехал в Уфу, затем в Баку.
В июле 1917 г. Султан-Галиев вступает в партию большевиков. Он – член казанского Совнаркома и комиссар просвещения, председатель Мусульманского комиссариата, губпродкомиссар, член коллегии Наркомнаца, начальник Восточного отдела политуправления Красной Армии, председатель федерального земельного комитета. Султан-Галиев активно участвовал в подготовке проекта создания Татаро-Башкирской Республики. Он пришел к концепции борьбы за национальную независимость, выдвинул принцип образования союзного государства на основе равноправия всех без исключения народов. Султан-Галиев написал ряд статей по национальному вопросу, национальному государственному строительству в России.
Памятная доска на здании татарской учительской школы по адресу Габдуллы Тукая, 73. Надпись на татарском и русском языках гласит: Здесь в татарской учительской школе 1907-1911 годах учился Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев'.
В 1923 г. он был арестован, но вскоре освобожден, жил на случайные заработки. В 1928 г., когда фабрикуется уголовное дело о “султангалиевщине”, Султан-Галиев был снова арестован, 28 июля 1930 г. его приговорили к расстрелу, который заменили десятью годами лишения свободы. В 1934 г. Султан-Галиев был освобожден, но в 1937 г. вновь арестован, в декабре 1939 г. вновь приговорен к смертной казни и расстрелян.М.Х.Султан-Галиев – признанный теоретик национально-колониального вопроса, последовательный оппонент сталинской национальной политики. За рубежом его называют отцом революции третьего мира. Многие идеи, выдвинутые им, не потеряли своей актуальности и по сей день. В книгу вошли статьи, тексты выступлений, доклады, заявления видного сына татарского народа, показания на следствии и другие материалы спецслужб, хранившиеся еще до недавнего времени под грифом «Совершенно секретно», а также его художественные и философские труды.