Если идти по боевому маршруту 119-й Красноярской стрелковой дивизии, то мы обязательно выйдем к Хвастовской переправе. Здесь, верстах в двадцати западнее Калинина, три советские дивизии форсировали Волгу, чтобы оседлать Старицкое шоссе. На переправе погибло много бойцов и командиров.
Вот уже в тринадцатый раз Тверской областной общественный Фонд поддержки мемориала славы воинам-сибирякам провел здесь памятные мероприятия, объединенные общим названием «Хвастовская переправа». Их организацией по традиции занимается совет фонда, который возглавляет доктор военных наук Михаил Дмитриевич Хетчиков. Последние годы совету фонда активно помогает коллектив Большеборковской средней школы Заволжского сельского поселения, а также Совет ветеранов 31-й и 29-й армий.
ИСТОРИЯ СЕЛА
От небольшой, но оживленной барской усадьбы Хвастово остались только руины храма. Ее название происходит от фамилии Хвостовых, имевших поместья в Тверском и Новоторжском уездах. К слову, в годы Великой Отечественной войны Хвастово относилось к Медновскому району, а после — к Калининскому.
Коллежский советник Арсений Николаевич Хвостов в свое время состоял адъютантом при Кутузове и участвовал в Бородинском сражении. Дом Хвостовых был, по всей вероятности, переоборудован в храм, с 1831 года это церковь Святителя Дмитрия Ростовского. До наших дней сохранились также запущенный парк, сад и липовая аллея Хвастовской усадьбы, а также гидросистема водяной мельницы с прудами.
В 1930 году, когда в Хвастово еще жили пять братьев Зубовых, эта местность стала принадлежать военной организации (ныне — Ворошиловскому военному лесничеству). По воспоминаниям Петра Фадеевича Зубова, помещичий дом стоял на высоком белом фундаменте, но с церкви колокола сняли еще после революции. Возле церкви — кладбище, а в стороне деревня из восьми домов. В 1917 — 1918 годах в конюшне жили 20 австрийцев, плененных в годы Первой мировой войны. Барская усадьба сгорела во время Великой Отечественной войны. На месте села организовали совхоз — подсобное хозяйство. Продукцию отправляли на правый берег Волги по понтонному мосту. В 1989 — 1990 годах усадьба Хвастово должна была уйти под воду, так как рядом начали разрабатывать песчаный карьер. Было много писем в различные инстанции, газетных статей, и карьер удалось закрыть.
ПЕРЕПРАВА
Сегодня название «Хвастовская переправа» часто употребляется для привязки к боевым действиям. На левом берегу это деревня Хвастово, на правом — села Некрасово и Даниловское, деревня Талутино, другие населенные пункты вдоль Волги и Старицкого шоссе. События, развернувшиеся здесь, были, пожалуй, самым трагическим эпизодом в начавшемся наступлении войск Калининского фронта, созданного несколькими днями раньше.
Красноярцы вместе с другими соединениями Калининского фронта только что успешно завершили разгром частей 1-й танковой дивизии и 900-й моторизованной бригады 3-й танковой группы вермахта. И теперь 119-й дивизии ставят новую задачу: форсировать Волгу. Переправлявшиеся с 21 октября на правый берег Волги части 246-й и 119-й стрелковых дивизий создали плацдарм, с которого советские войска должны были окружить Калинин с запада. Воины 246-й дивизии захватили село Даниловское на шоссе Калинин — Старица. В ожесточенных боях Даниловское шесть раз переходило из рук в руки.
А красноярцы захватили Талутино, где размещались немецкие штаб и продовольственный склад, и пять суток держали оборону. Им пришлось бы туго, не подоспей на выручку 46-я кавалерийская дивизия, при этом кавалеристы воевали в пешем строю.
Под постоянным обстрелом, бомбежками, прижатые к Волге, практически в полуокружении наши воины отражали натиск превосходящих сил противника, который гнал сюда резервы. Наши пытались закрепиться и расширить плацдарм, но силы были слишком неравны, а резервы советской 29-й армии иссякали. И 30 октября по приказу командования советские войска вновь вернулись на левый берег по Хвастовской переправе.
В ходе боев и двух переправ наши дивизии понесли большие потери. Так, по оперативным сводкам и списку безвозвратных потерь личного состава, 246-я дивизия 24 — 28 октября потеряла убитыми и ранеными 739 человек. Более 120 человек пропали без вести в районе: Даниловское, Дешевкино, Хребтово, Красново.
ВОСПОМИНАНИЯ КОМИССАРА
Из воспоминаний бывшего комиссара 119-й дивизии С.С. Пшеничного: «Авиация противника все время висела над рекой. Переправляться можно было только ночью. В ночь на 30 октября дивизия получила приказ выйти из боя... Движение через Волгу шло до самого рассвета. Прикрывавшие выход соединений части вели непрерывный бой. Всю ночь на переправе находился командующий фронтом. Когда наши последние подразделения перешли на левый берег Волги, раздался сильный взрыв: мост взлетел на воздух».
МИРОМ ПОКЛОНИМСЯ
В июне прошлого года на левом берегу у бывшей переправы был установлен крест. Считается, что здесь погибло свыше тысячи красноармейцев и командиров. Многие утонули в ледяной воде. В память об этом трагическом и вместе с тем героическом событии Тверское городское казачье общество (атаман Александр Винайкин) Центрального казачьего войска совместно с казаками резервного войска и жителями Больше-Борковского сельского поселения установили четырехметровый сосновый крест с надписью «Вечная память павшим на сей переправе». Крест, изготовленный казаком Александром Голубевым, освятил настоятель храма Рождества Христова в Мигалове протоиерей Дмитрий Куликов. На траурном митинге, в котором участвовали атаман Винайкин, полковник Игорь Потапов, краевед Альбина Медведева и другие, говорилось, что здесь должен стоять не только православный крест, но и памятные символы других вероисповеданий.
ВЕТЕРАНЫ И ВЛАСТИ
В субботу 31 октября 2009 года к Хвастовской переправе для памятных мероприятий из областного центра прибыли представители многих ветеранских организаций. В их числе были член Совета ветеранов 31-й и 29-й армий Иван Николаевич Зеньков, председатель клуба ветеранов вооруженных сил «Вымпел» Владимир Николаевич Митрофанов, председатель совета ветеранов войны Тверского горсовета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Владимир Георгиевич Балаев, представитель Тверского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Виктор Паранчук, казаки Тверского городского казачьего общества и многие другие.
Власти представляли специалист Центра патриотического воспитания при областном комитете по делам культуры Павел Волков, ведущий специалист администрации Заволжского сельского поселения Вера Петрова, депутат совета депутатов этого поселения Галина Лисова и председатель колхоза «Мир» Виктор Филиппов.
Приехали также участники Тверского городского клуба пожилых людей «Родник» при ДК«Металлист», в том числе председатель Людмила Борисовна Белокурова, певица и баянистка Наталья Аркадьевна Макарова. Директор Большеборковской средней школы Ю.Б. Тучкин и руководитель школьного музея Н.В. Филиппова привели учеников, которые выступили у поклонного креста с литературной композицией.
НА ВОЛЖСКОМ БЕРЕГУ
В последний день октября было зябко. Ветер с Волги забирался под куртки, студил носы и уши. Тепло было только молодым людям, которые очищали от кустарника развалины храма. Пока ждали священника, Михаил Хетчиков, привезший из дома электропилу, повалил старое сухое дерево — все пошло в костер. А когда начался митинг, Хетчиков особо отметил, что в 1941 году снегопады в Калинине начались уже в середине октября. Но красноармейцы не дрогнули.
— Все мы уже тринадцать лет говорим о том, что нужно установить памятный знак, — посетовал М.Д. Хетчиков. — Предлагаю присутствующим подписать договоры о создании оргкомитета — к маю 2010 года здесь должен стоять памятник.
Протокол о намерениях подписали представители двенадцати организаций, в том числе и администрации Заволжского поселения. Ораторы, выступающие вслед за Хетчиковым, старались быть краткими, чтобы не заморозить ветеранов и детей. Председатель колхоза и директор школы рассказали о планах благоустройства площадки под деревней Ярково, где находился медсанбат 246-й дивизии: обнаружилось заброшенное захоронение воинов, умерших от ран. Уточняются адреса их родственников, и уже известно, что среди них были жители Белоруссии, Украины, Казахстана, Красноярска, Омска, а один — из города Старицы. Школьники понимают, что эта работа ведется не для галочки.
Руководитель клуба «Родник» продекламировала собственное стихотворение «Хвастовская переправа»:
Сколько Волга принесла в свою купель!
Переправа эта не забудет тех потерь.
На защиту Родины встали как один
Киргиз и молдаванин, грузин и осетин.
Не было дележки на русских и татар,
Под одной бомбежкой был и млад и стар.
Город мой Калинин, дорогая Тверь,
Фашиста не забудет, что напал как зверь.
Здесь, на переправе, головы склоним.
Кланяемся низко мертвым и живым.
С колокольным звоном крестный ход идет,
В народе о героях память не умрет.
Снова по-над Волгой высятся мосты,
И встают над Русью Божии кресты.
А Наталья Макарова прочла стихотворение известной тверской поэтессы Веры Грибниковой. Родом из Селижарова, та живет в Твери и работает вагоновожатой на 14-м трамвайном маршруте. Вера Петровна с детства очарована красотой лошадей. И ее стихотворение посвящалось гибели кавалеристов.
ШКОЛА
Благодаря энтузиазму и заботам педагогов школа в наши трудные времена выглядит очень пристойно. Школа малокомплектная, в ней всего 70 учеников. Одна тверская газета утверждала, что о руководителях Большеборковской средней школы вполне можно написать свою педагогическую поэму. В семье Тучкиных, например, мама Галина Ивановна — отличник просвещения РСФСР, педагог начальных классов, сын Юрий Борисович — заслуженный учитель школы РФ, почетный работник общего образования РФ, преподает географию, его жена Ольга Николаевна — преподаватель математики, заместитель директора по воспитательной работе. Юрий Борисович и Ольга Николаевна стали пенсионерами в один день. Сын Роман заведует предметно-методической комиссией по истории и географии Тверского суворовского училища.
Юрий Борисович и Ольга Николаевна провели ветеранов по школе.
— Мы — учителя старой закалки, — отметила Ольга Николаевна. — Что касается ЕГЭ, то, не скрою, учеников приходится порой и натаскивать. Но мы ничего не разрушаем, а стараемся создавать.
Ветераны, немало повидавшие на своем веку, высоко оценили труд педагогов. Не зря в Большеборковскую школу ездят дети даже из соседнего Старицкого района.
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ
Здесь ветеранов ждали три старшеклассника. Они рассказали о самых интересных событиях в жизни Больших Борков и окрестных деревень, об экспонатах музея. Примечательно, что в Большие Борки во время оно наведывался даже член политбюро Михаил Соломенцев.
Музей занимает две комнаты. Краеведению отданы и несколько коридоров. То, что не смогли осветить ребята, рассказали руководитель музея — учительница начальных классов Наталья Филиппова и выпускница школы, теперь сама педагог, Вера Хабарова. Школьный музей не хуже некоторых районных музеев и наверняка лучший в Калининском районе.