Судьбы бердянцев разнообразны и непохожи друг на друга. Кто-то стал известным ученым, кто-то артистом, художником...
В подавляющем большинстве своем известные выходцы из нашего города не были связаны с украинским национально-патриотическим движением. Сказывался новороссийский дух нашего края. Общегосударственные начала. Однако были и те, кто посвятил свою жизнь украинской национальной идее.
Василий Григорьевич Кравченко родился в Бердянске. Но в молодости он был очарован Волынью. И стал не только краеведом, этнографом, но и идейным сторонником независимости Украины.
Наша газета уже рассказывала об этом человеке. Ранее мы публиковали статью нашего краеведа Георгия Сукача. Однако в год 185-летия Бердянска есть смысл снова упомянуть по-своему выдающегося нашего земляка. И не только потому, что у города юбилейный день рождения, но и потому, что в мае отмечается 150-летие со дня рождения Василия Кравченко. Да и кроме того, Георгий Сукач дополнил свой материал некоторыми новыми подробностями из жизни украинофила из Бердянска.
На фасаде небольшого трехэтажного дома по улица Победы установлена доска, на которой крупными буквами написано: «Краеведческий музей», а буквами поменьше – «им. В. Г. Кравченко».
Если спросить жителей нашего города, то, как минимум, 95% из них не смогут ответить на вопрос: кто он такой?
Ученый-этнограф Василий Григорьевич Кравченко родился в нашем городе 18 мая 1862 года. К сожалению, о детских и юношеских годах его мы знаем очень мало. Данные об этом периоде были изложены в 1929 году его учеником Н. Дмитруком в статье, посвященной 45-летию начала научной деятельности ученого, но увидел свет этот материал только через 60 лет – в 1990 году. Сейчас статья является библиографической редкостью.
Юные годы будущего ученого пришлись на тот период жизни страны, когда общество было, как, впрочем, и сегодня, чрезмерно заполитизировано и, особенно среди молодежи, очень популярны были идеи народовольства.
Известно, что уже во время учебы в бердянской школе В. Кравченко попал под влияние местных народовольцев В. Мартыновича и В. Чернобаева, и именно в это время у него начала формироваться демократично-народовольческая ориентация.
Вступив в 1877 году в Феодосийский учительский институт (ему было всего лишь 15 лет) юноша продолжал поддерживать тесные контакты со своими старшими товарищами-народовольцами. В 1880 году в руки полиции попали его письма к В. Мартыновичу и В. Чернобаеву, в которых были выявлены «вольнолюбивые мотивы», он был отчислен из института, и в дальнейшем ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью.
В те же годы еще один из известных в будущем бердянцев – В. А. Хавкин – также «переболел» идеями «Народной воли».
После отчисления из института В. Кравченко сразу же призвали в армию, и он поступил учиться в Одесскую школу юнкеров. В Одессе он знакомится с известным общественным деятелем Л. Смоленским, который долгое время дружил с М. Драгомановым. Именно под влиянием Л. Смоленского молодой курсант школы юнкеров стал участвовать в национально-демократическом движении, заниматься научной и краеведческой деятельностью.
После окончания школы юнкеров В. Кравченко получает направление для прохождения дальнейшей службы в Рыльский полк, который дислоцировался на Волыни в Острожском уезде, что и обусловило выбор географии его дальнейшей краеведческой деятельности. С этого времени обычаи, быт, вероисповедание и фольклор волынян доминируют в научных поисках Василия Григорьевича. Он активно собирает материалы по краеведению и проводит свои первые этнологические исследования.
Переход В. Кравченко на гражданскую службу в акцизное управление в 1892 году позволил больше времени уделять научно-исследовательской работе. Он начинает активно сотрудничать как с отечественными, так и с зарубежными научными изданиями.
С переездом в 1890 году по делам службы в Житомир, Василий Григорьевич активно включается в общественно-политическую и научную жизнь города, принимает участие в создании первого в Украине краеведческого объединения – «Общества исследователей Волыни», которое сыграло значительную роль в исследовании истории, этнологии, фольклора, геологии и ботаники Волынского края. На протяжении десятилетий В. Кравченко активно сотрудничает с обществом, возглавляет его этнографическую секцию, участвует в создании одной из старейших в Украине музейной организации – Волынского научно-исследовательского музея.
Находясь на службе в акцизном управлении и отдавая много сил и энергии научной работе, В. Кравченко находит время для участия в общественно-политической жизни Житомира, в период с 1907 по 1912 гг. занимается активной просветительской деятельностью среди жителей Волыни.
По обвинению в «сепаратизме-украинофильстве» и «мазеповщине» – деятельности, направленной на подрыв российской государственности и отделение украинского народа – против В. Кравченко начато судебное следствие, результатом которого в 1914 году стала его ссылка за пределы Украины в г. Ковров Владимирской губернии.
Февральская революция в Петербурге в 1917 году ознаменовалась в жизни В. Г. Кравченко не только возвращением домой, но и приобщением его к активной общественно-политической работе. Весной 1917 года он выступает одним из инициаторов созыва в Житомире
I-го и II-го крестьянских съездов, берет участие в работе городской думы, I-го и II-го съездов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Волыни. В это время он начинает сотрудничать с М. С. Грушевским, поддерживает требование о предоставлении Украине автономии.
После гетманского переворота В. Кравченко из-за тесного сотрудничества с Центральной Радой вынужден некоторое время скрываться от преследователей как гетманской власти, так и немецкой военной администрации, а затем и оккупационных польских войск.
После установления советской власти в Украине был провозглашен курс на «украинизацию», развертывание процессов национального возрождения. Сама-то поставленная перед обществом цель была замечательной, но начали ее проводить в жизнь (и продолжают это делать сегодня) не эволюционным путем, а революционным, а потому, в отличие от других стран, национализм у нас носит характер не созидательный, а разрушительный. Ну а если у нас что-то быстро не получается, то мы начинаем искать причину не в себе, а в других, начинаем искать виноватых. Это в полной мере испытал на себе В. Кравченко.
20-е годы прошедшего века были расцветом его научной и научно-организаторской деятельности. В этот период В. Кравченко полностью сосредотачивается на работе Волынского музея, ведет преподавательскую деятельность и подготовку музейных кадров.
При его участии разворачивается широкая программа этнографических исследований Вольни, изучение разносторонних проявлений материальной и духовной культуры как коренного местного населения, так и многочисленных групп национальных меньшинств, проживающих в крае.
Но уже в конце 20-х годов начинается сворачивание политики «укранизации», «местечкового национального возрождения» и провозглашается курс на интернациональное воспитание, что полностью себя оправдало как в годы предвоенного гражданского строительства, так и во времена Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и восстановления страны в послевоенный период. В новых условиях В. Г. Кравченко вызывал подозрение властей, поскольку неоднократно демонстрировал свою националистическую позицию. Вследствие этого как «антисоветски» настроенный «украинский шовинист», который проводил агитацию, «направленную на отделение Украины», он в 1929 году был арестован и находился под следствием по делу «Союза освобождения Украины». 9 марта 1930 года освобожден из-под ареста. В постановлении суда указывалось, что «социальная опасность Кравченко не установлена», однако и после этого преследования ученого в прессе и на работе не прекратились. По приглашению Д. И. Яворницкого он переезжает в г. Днепропетровск работать в историко-археологическом музее. Но и здесь в ноябре 1933 года «за участие в украинской националистической организации» В. Г. Кравченко был уволен с работы по первой категории. В результате поиска средств к существованию он вынужден был переехать на постоянное проживание в г. Ростов-на-Дону, где жил его единственный сын Михаил. Однако и там продолжались материальные трудности и моральное давление на репрессированного ученого, он не имел возможности трудоустройства по специальности. Тем не менее и при таких условиях В. Г. Кравченко продолжал свои научные поиски, настойчиво работал над обработкой ранее собранных материалов, писал свою программную работу «Музей краеведения и его роль в социалистическом строительстве страны».
Умер В. Г. Кравченко 20 марта 1945 года в г. Ростове.
А теперь вернемся к началу этой статьи. Василий Григорьевич Кравченко был одним из известнейших ученых-этнологов, и его роль в развитии краеведения Волыни огромна и неоспорима. В то же время каких-либо работ, связанных с изучением истории нашего города и Приазовья, им не проводилось. Но тогда возникает вопрос: почему Бердянский краеведческий музей носит его имя? Никому и в голову не придет ставить такой вопрос по отношению к художественному музею, ибо всем известна роль И. Бродского в его создании. Наш краеведческий музей тоже кто-то создавал, собирал материалы по истории нашего города и края, но имена этих людей нам не известны. А это неправильно. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru