Искусствоведческие поиски иногда приводят к неожиданным результатам и сродни хорошему детективу. Так случилось, что долгое время меня занимал портрет неизвестной дамы, который был приобретен мною у антиквара в Москве в 1977 году.Но заняться им основательно у меня долгое время не было возможности. И только теперь я вернулась к его изучению. Имя художника было известно: Эрнест Карлович Липгарт (1847 — 1932). Долгое время написанный им портрет мы приписывали западноевропейской живописи. Имя художника, да и европейский костюм дамы тому способствовали.Но все оказалось и проще, и сложнее. Действительно, Э.К. Липгарт родился в Дерпте (Тарту), в семье древнейшего рода баронов Липгартов. Он сын известного коллекционера и аристократа Карла фон Липгарта. Их роскошный дом напоминал музей, в нем были собраны картины и произведения искусства всей Европы.Юность Эрнест провел во Флоренции. Получив европейское образование, Липгарт участвовал в выставках и прекрасно знал французские и итальянские коллекции, говорил почти на всех европейских языках, участвовал в многочисленных европейских выставках. В Париже вращался в аристократических кругах. В частности, в салоне принцессы Матильды, cестры Наполеона I. Был близко знаком с И.С. Тургеневым и рисовал его при жизни и на смертном одре. А также общался со всеми знаменитыми художниками, писателями, поэтами, артистами Франции. В свое время был там известен как портретист, прекрасный рисовальщик и декоратор.В 1873 году Липгарт женился на француженке Флорентине Луизе, урожденной Жуаль (1854 — 1931). Именно ее-то он и изобразил на уже упомянутом портрете. Неординарная внешность жены художника с гордым римским профилем, темными глазами и роскошными темными волосами позволила мне атрибутировать портрет. Э.К. фон Липгарт часто ее рисовал. В одном из рисунков женщин есть необычайное сходство с изображенной на портрете дамой. Ее внешность, изысканное платье в оранжево-пастельных тонах, модная черная шляпа с пышными цветными перьями выдают прекрасный вкус. Композиция портрета и сама живопись, выдержанная в романтическом и в то же время классическом стиле светских работ 1890-х годов ХIХ века, позволяют говорить о высоком мастерстве автора и принадлежности работы к лучшим образцам европейского портрета.Э.К. фон Липгарт оказался в России вместе со своей семьей в 1886 году по рекомендации учителя рисования императора Александра III художника А.П. Боголюбова. Оказывала ему покровительство и великая княгиня Мария Николаевна, с которой он познакомился через своего отца во Флоренции.В 1906 году Э.К. фон Липгарт стал главным хранителем картинной галереи Эрмитажа и начал работу по изучению коллекции. впоследствии он написал двухтомник своих воспоминаний, где значительная часть отведена истории картин французской и итальянской живописи. Под его руководством были реставрированы фрески Казанского собора в Петербурге, приобретены новые произведения в собрание Эрмитажа. Он написал несколько парадных портретов императора Николая II и других членов императорской семьи.Но в чем загадка баронов Липгартов и чем она нам интересна теперь? Дело в том, что бабушкой Натальи Николаевны Гончаровой, жены великого поэта А.С. Пушкина, была Ефросинья Ульрика Липгарт, баронесса Поссе, урожденная фон Липгарт. В семье Липгартов ее имя было предано забвению после того, как она, бросив мужа, уехала с молодым гусаром Загряжским, обвенчавшись с ним тайно.Но брак оказался незаконным, так как Загряжский был ранее женат и имел двоих детей. Этот повеса обманул Ульрику, но когда узнал о ее беременности, то отвез в свое имение Ярополец к жене, и та приняла молодую женщину, вдвое ее моложе, и заботилась о ней и маленькой ее дочке Наталье наравне со своими двумя дочерьми. Вскоре Ульрика умерла, так и не увидав больше своего мнимого мужа.Такова тайна рождения матери Н.Н. Гончаровой. Впоследствии, будучи уже женой генерала Ланского, Наталья Николаевна писала мужу, когда он уехал по делам в Дерпт, о своих родственниках Липгартах. В то время родственные узы были очень сильны и в великосветских семьях знали все ветви своих семейств, вплоть до самых удаленных. Это позволяло пользоваться родственными связями для устройства личных дел и карьеры. Благодаря покровительству одной из влиятельных родственниц сестры Загряжские были устроены фрейлинами при императрице Елизавете Алексеевне. Но и здесь сказалась дурная кровь отца: бабушка Н.Н. Гончаровой отбила у императрицы ее молодого любовника Охотникова, за что и была сослана в свое имение Полотняный завод.Так имя почти неизвестного теперь художника Э.К. Липгарта оказалось связано с именем А.С. Пушкина, и теперь тверским жителям оно еще раз напомнит о превратностях истории. Надеюсь, что интересно будет и сравнить портреты Н.Н. Пушкиной и ее бабушки баронессы Ульрики Поссе. Обе отличались удивительной красотой, как отличалась ею и прекрасная Флорентина Липгарт, жена художника и хранителя Эрмитажной коллекции. И барон Э.К. фон Липгарт из-за любви к своей жене даже пошел на конфликт с отцом, из-за чего на долгие годы был лишен материальной поддержки. Флорентина всегда была для него женой и моделью для графических и живописных работ.После революции Липгарты не уехали в Европу и остались в своем огромном доходном доме на Каменноостровском проспекте Петербурга до 1921 года.Э.К. Липгарт работал в Эрмитаже вплоть до своего восьмидесятилетия, семья очень нуждалась. Дочь художника была расстреляна за укрывательство белого офицера, но самого художника не тронули. Это позволило ему закончить огромный труд по созданию каталога итальянской живописи и определить авторство Леонардо да Винчи картины «Мадонна Бенуа».После реставрации Императорского Путевого дворца в Твери его жители и гости смогут вновь увидеть прекрасный портрет удивительного мастера, главного хранителя Эрмитажа. Портрет позволил больше узнать о судьбе художника, удивительного человека, энциклопедически образованного историка искусства, и о его незаурядном семействе.Искусствовед, главный хранитель Тверской картиннойгалереи 1974 — 1992гг.,