Тверь — город самолетов и вертолетов, а уходящий год ознаменован громкими юбилеями — 100 лет Военно-воздушного флота, 100 лет спортивной авиации, 100 лет авиапрому, 125 лет военному воздухоплаванию. Столетие назад в нашей стране начался настоящий бум воздухоплавания.
ПЕРВЫЕ
В 1910 году состоялся первый публичный полет первого российского летчика Михаила Ефимова. 24 мая (6 июня) 1910 года с аэродрома в Гатчине поднялся самолет разработки Гаккеля. Это был первый официально зарегистрированный полет, осуществленный русским пилотом на самолете, разработанном и собранном в России. Правда, днем раньше в Киеве совершил полет первый самолет российской конструкции «Кудашев-1», но его конструктор, князь Кудашев, летал только в присутствии друзей.
Аппарат «Гаккель-III» сконструировал потомственный инженер Яков Гаккель, преподаватель Петербургского политеха, один из создателей столичного трамвая и строитель первой в России линии электропередачи — на Ленских золотых приисках.
ИМПЕРАТОРСКИЙ АЭРОКЛУБ
А в июле 1911 года состоялся рекордный перелет из Питера в Москву. Его готовили Императорский Всероссийский аэроклуб совместно с Императорскими автомобильным и техническими обществами. Победил авиатор Александр Васильев, пилотировавший «Блерио-ХI». Участники перелета должны были приземлиться в контрольных точках маршрута, в том числе в Вышнем Волочке, Торжке и Твери.
К слову, в перелете участвовал знаменитый Сергей Уточкин, но его аэроплан дважды потерпел аварию — около Новгорода и под Крестцами. Уточкин отделался переломами ног и ключицы. В Торжке место взлета и посадки подготовили на берегу Тверцы, но там приземлился лишь «летун» Г.В. Янковский. Васильев же, достигший Торжка первым, «пересек реку Тверцу и на поле за городом, в верстах трех от старта, благополучно приземлился».
Вместе с именами этих отважных «королей воздуха» надолго оказались забытыми и имена Владимира и Дмитрия Рябушинских — сыновей текстильного магната Павла Рябушинского. Оба входили в оргкомитет 2-го Всероссийского воздухоплавательного съезда, проходившего в Москве весной 1912 года. Вполне вероятно, братья были причастны к рекордным перелетам и к появлению аэродрома в Вышнем Волочке, ведь именно там находилось Товарищество мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями. Дмитрий, окончивший физфак Московского университета, известен еще и тем, что в 1904 году в подмосковном семейном имении Кучино основал Аэродинамический институт.
ТВЕРСКИЕ ИКАРЫ
С осени 1926 года на аэродроме Общества друзей воздушного флота на месте нынешнего микрорайона «Южный» базировался авиаотряд, оснащенный самолетами «Юнкерс» разных модификаций.
А в 1929 году в Твери появился многоцелевой авиаотряд, летчики которого стали пионерами аэрофотосъемки, работая по заданиям Института гражданской авиации. В том же году там расположилась и летная школа Осоавиахима, начальником которой был участник гражданской войны Линдель Янович Мауно (в 30-х годах — арктический летчик).
Курсанты летали на небольших деревянных бипланах У-1 «Авро» с мотором РОН, который вращался вокруг вала вместе с винтом. За летный день «Аврушка» потребляла без малого два пуда касторки. Школа сделала только один выпуск летчиков и в 1931 году перебазировалась в Витебск.
АЭРОКЛУБ ОСОАВИАХИМА
В ноябре 1934 года в Калинине по инициативе комсомольцев вагонзавода открылся аэроклуб. Его помещение находилось на улице Вольного Новгорода, на месте зданий Госбанка. Начальником назначили Василия Иванова. Летать учились на «этажерке» У-2. Вскоре аэроклубу присвоили имя первого Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского.
Аэроклубы Калинина, Торжка и Ржева имели филиалы в Бежецком, Бологовском, Великолукском, Вышневолоцком, Калязинском, Кашинском, Кимрском, Осташковском и Старицком районах. В ведении областного совета Осоавиахиама находились аэродромы в Кимрах, Ржеве, Торжке, Вышнем Волочке. А в 1939 году облисполком выделил аэроклубу земельный участок и в Змееве, летное поле которого в первые годы войны использовалось как оперативный аэродром. Таковых вокруг Калинина в 1942 году было четыре — Змеево, Васильевское, Каблуково и Лисицы. Ввиду неполного просыхания они предназначались только для бипланов типа У-2 и Р-5.
Из Калинина этот аэроклуб в августе 1941 года был эвакуирован в город Мелекесс Ульяновской области и преобразован там в Мелекесскую летную школу. Вновь в Калинине аэроклуб появился только в 1948 году, его перевели из Оренбурга. Он действует до сих пор. На аэродроме в Змеево сегодня базируются Тверской авиаспортклуб, клуб «Горизонт» и клуб «Авиатор» Федерации любителей авиации.
КЛУБ «АВИАТОР»
Одно дело летать пассажиром на комфортабельном лайнере. И совсем другое — на собственноручно, как и сто лет назад, сделанном самолете. На Троицкой улице в Твери есть одноэтажное здание, в котором собирают самолеты, авиетки и автожиры, а затем летают на них. Этот клуб образовали единомышленники, объединившиеся в 1976 году вокруг Николая Леонидовича Неустроева, танкиста времен Великой Отечественной.
Через восемь лет власти отвели клубу помещение бывшего гаража близ площади Терешковой. Члены клуба своими силами его углубили, забетонировали и оборудовали. Потом город выделил «Авиатору» подвал пятиэтажки в Спортивном переулке, дом 16 б. С той поры клуб стал строить самодельные сверхлегкие летательные аппараты — СЛА.
«Авиатор» регулярно участвовал во всесоюзных слетах СЛА, а перелет Москва — Крым — Москва придал его калининским участникам чувство уверенности в себе и в построенных ими летательных аппаратах. За годы существования клуба было построено много интересных самолетов: «Арго», «Пилигрим», «Пари», «Утка», «Абразина», «Ариель». В четвертый раз строится «Дон-Кихот», это уже серийная машина.
Сегодня в клубе занимается 21 человек, а в числе сочувствующих еще восемьдесят. В стапелях заложено пять самолетов. Кроме того, при клубе вот уже четвертый год действует секция авиамоделистов от городского подросткового молодежного центра.
УЛЬТРАЛАЙТЕРЫ
Все члены клуба — и конструкторы, и сборщики, и пилоты своих самодельных летательных аппаратов (ЛА). У бывшего летчика аэрофлота Ивана Лебедева 6 тысяч часов налета! Прежде он летал на Ан-24, Ан-2, Як-12 и других типах. Самые молодые, но перспективные члены клуба — Борис Курочкин, Павел Клюка, Александр Кузьмин. А пилоты СЛА Александр Коровин и Александр Штыков ведут и кружок авиамоделирования.
Самоделки только на первый взгляд кажутся нескладными, в воздухе они как рыбы в воде. «По сравнению с серийными машинами нашимашины очень экономичны и относительно безопасны, на посадке скорость авиетки всего 65 км/час!» — свидетельствует Иван Лебедев.
Авторами самолета «Арго-02» были Евгений Игнатьев, Юрий Гулаков и Александр Абрамов. Самолет прекрасно летал, но в 1990 году во время демонстрационных полетов в Мигалове потерпел катастрофу. Руководитель клуба Юрий Гулаков начал на нем разгоняться в пикировании, крутить фигуры высшего пилотажа, и один из узлов не выдержал нагрузки. Пилот погиб, однако комиссия Минавиапрома дала заключение о целесообразности рекомендации «Арго-02» в качестве прототипа для самостоятельной постройки. Чертежи разошлись по всему Союзу — схема оказалась отличной.
Одна из интересных конструкций — автожир под названием «Друг WAl-5», спроектированный и построенный «генеральным конструктором» Вадимом Александровым при поддержке Тверского экспериментального механического завода. С 1989 года Вадим стал прорабатывать оригинальную конструкцию автожира, и через десять лет он создал двухместную безотказную машину, способную тащить двух лыжников на буксире.
САМОРОДКИ
Производство самолетов не останавливается и в предновогодние дни. Рассказ ведут технический директор клуба и мастер — «золотые руки» Анатолий Зиновкин и старший летчик-испытатель авиазавода Сергей Николаев.
— Человек, построивший своими руками самолет, соображает все и практически в полном объеме, — отмечает Николаев. — Он знает и аэродинамику, и основы проектирования, и сопромат, и материаловедение.
В этом смысле все члены клуба подобны Сикорскому, Туполеву и Королеву, начинавшие точно так же, как и члены «Авиатора».
— Небом я заболел еще в детстве, — продолжает Зиновкин. — Я служил в радиосвязи морской авиации на Кольском полуострове. Демобилизовавшись, начал в 1972 году с постройки аэросаней.
По словам А.Ф. Зиновкина, до Отечественной войны самодельной авиацией в Калинине никто не занимался, хотя «на вагонзаводе присутствовала авиационная тематика». По инициативе ЦК ВЛКСМ первые серьезные соревнования любителей самодельной авиации происходили начиная с 1983 — 1984 годов.
Некоторые считают, что если у человека есть самолет, то он богат. Это не совсем так. Построить самолет можно и в домашних условиях — дорого его эксплуатировать, поэтому многие самодельные ЛА не зарегистрированы.
— Наша группа — это клуб творческих людей. И в Америке есть такие же увлеченные, живут в подвалах. Что касается организации полетов, то, если бы у нас было как на Аляске, лучшего и желать и не надо, — констатируют старейшины клуба.
В свое время из «Авиатора» выделился клуб «Горизонт», он специализируется на планерных полетах.
В стране сверхлегкая авиация не выходит из кризиса. Клуб «Авиатор» — один из немногих, который медленно, но все-таки развивается. Пожелаем ему чистого неба в Новом году!