Бежецкая земля – родина многих известных россиян, среди которых литературный критик Петр Плетнев, писатель Вячеслав Яковлевич Шишков, поэт Николай Гумилев. Эта земля была «памятна до боли» русской поэтессе Анне Андреевне Ахматовой. Свое место в этом ряду по праву занимает основатель Великорусского оркестра народных инструментов Василий Андреев.
Василий Васильевич Андреев родился 14 января 1861 года в семье бежецкого купца. Детские и отроческие годы он провел в живописном селе Марьине, имении матери Софьи Михайловны. В детстве, как было принято в богатых семьях, его обучали игре на скрипке и фортепиано, однако скрипичные и фортепианные пьесы наводили на него тоску, изучал он их неохотно, исполнял вяло, без эмоций. В то же время он проявлял глубокий интерес к русским народным песням и национальной музыке. Из мемуаров В.В. Андреева известно, что четырнадцати лет от роду он играл самоучкой на двенадцати инструментах, не зная ни одной ноты.
В 1882 году, окончив гимназию, Василий Васильевич с матерью едет за границу, посещает Италию, Францию, Германию. После зарубежных поездок его внимание привлекает национальная музыка и народные музыкальные инструменты, особенно русская деревенская балалайка.
На Руси народные музыкальные инструменты долгое время подвергались жестоким гонениям. Патриарх Никон считал их бесовскими, языческими забавами, а потому велел собрать и сжечь. Никона поддерживал царь Алексей Михайлович, который в 1648 году издал специальный указ, в котором повелел бить батогами скоморохов, которые обычно свои выступления сопровождали игрой на гудке, гуслях, сопели и волынке.
Однако же балалайки, домры, гусли, рожки, жалейки, — несмотря на все запреты и преследования властей, продолжали бытовать в народе. Эти инструменты можно было увидеть и услышать на ярмарках, свадьбах, посиделках, на гуляньях простолюдинов.
На музыкальный выбор Андреева большое влияние оказали две встречи: одна — с крестьяниом-балалаечником Антипом, а потом — с помещиком Паскиным, балалаечником-любителем. Эти любители музыки виртуозно играли на этом инструменте. Конечно, и до Андреева было немало любителей Игры на балалайке, Но это дело рассматривалось как что-то примитивное, мужицкое, этнографическое.
Андреев, установив, что балалайка слабозвучна и неуклюжа, а по яркости звука сильно уступает мандолине и гитаре, стал искать пути, как ее усовершенствовать.
Увлечение балалайкой привело к конфликту с родными и близкими, которые считали, что Василию Васильевичу пора заняться по-настоящему серьезным делом, а не тратить время и деньги на пустую затею с мужицким инструментом.
Андреев уезжает в Петербург, где изучает законы акустики, создает чертежи улучшенной балалайки и начинает искать мастера. Однако найти такого мастера оказалось непросто. Лучшие столичные мастера отвергали заказ Андреева и не желали делать презренный мужицко-лапотный инструмент. В конце концов такой мастер нашелся. Этот мастер взял за работу большие деньги и поставил условием, чтобы Василий Васильевич никому не сказал, кто ему сделал эту балалайку.
И вот в конце 1886 года наступил день, когда в Петербурге Андреев с балалайкой в руках вышел на сцену. Столичная публика встретила его презрительными гримасами и колкими замечаниями. Не секрет, что само название инструмента «балалайка» воспринималось как символ антимузыкальности. Когда же Андреев заиграл, слушатели вначале притихли из любопытства, а затем пришли в восторг. По воспоминаниям современников, после каждой сыгранной пьесы раздавались аплодисменты и слышались возгласы «Бис!», «Браво!».
На другой день в одной из петербургских газет можно было прочитать: «Под пальцами господина Андреева простой инструмент совершенно заставляет забыть свое низкое происхождение». Андреев много и успешно выступает, быстро растет его популярность среди интеллигенции и учащейся молодежи. И тогда он решает создать оркестр русских народных инструментов. Из числа своих сторонников он организовал «Кружок любителей игры на балалайке». В этом кружке не было ни одного профессионального музыканта. Среди кружковцев были врач, юрист. инженер, офицер. Эти люди даже не знали нотной грамоты. Но это не смущало Андреева, и он стал с кружковцами готовить репертуар для первой концертной программы. Этот репертуар оркестранты разучивали по слуху.
20 марта 1888 оркестр балалаечников из восьми человек вышел на сцену и успешно выступил в зале Петербургского кредитного собрания.
Прослушав несколько песен в исполнении оркестра, Петр Ильич Чайковский воскликнул: «Какая прелесть эти балалайки. Какой чудный, прозрачный звук! По тембру — это незаменимые инструменты». С этого времени начались гастроли оркестра, который побывал с концертами в Кронштадте, Риге, Вильно, Варшаве.
В 1889 году оркестр Андреева выступал в русском павильоне на Всемирной Парижской выставке. О блистательной игре русского оркестра целый месяц восторженно писали все парижские газеты. Вскоре Андрееву было предложено совершить гастрольную поездку по Франции. Оркестр с большим успехом выступал в лучших концертных залах Парижа, Руана и других городов. Французы высоко оценили достижения Андреева на музыкальном поприще: избрали его почетным членом Французской академии изящных искусств.
Василий Васильевич никогда не порывал связи со своими земляками. На свои средства он построил в селе Марьине школу для крестьянских детей и был ее постоянным заботливым попечителем. Ежегодно на Рождество он устраивал для детей елку и щедро одаривал их подарками.
18 декабря 1908 года Андреев дал концерт в Твери, который состоялся в колонном зале Дворянского собрания (ныне Дом офицеров). Репертуар концерта был весьма обширен и разнообразен. Концерт открылся бурлацкой песней «Эй, ухнем!». Были исполнены популярные русские народные песни «Светит месяц, светит ясный», «Ах ты, поле мое, поле чистое», «Сизый голубочек», «Барыня», плясовая «Научить ли тя, Ванюша», хороводная «Как у нашего широкого двора», вальс В.В. Андреева «Воспоминание о Гатчине», музыкальная картина «Татарский полон» (из песен русских пленников). Весь этот концерт, по воспоминаниям слушателей, сопровождался громом аплодисментов в адрес руководителя оркестра и его музыкантов.
В апреле 1913 года отмечалось 25-летие со дня основания оркестра. Римский-Корсаков, Рубинштейн, Стасов, Глазунов, Лядов, Варламов, Шаляпин, Савина, Чайковский — все единодушно отмечали выдающийся вклад юбиляра в историю отечественного музыкального инструментализма. На этом юбилее Федор Шаляпин сказал, что «Андреев пригрел у своего доброго теплого сердца сиротинку-балалайку. От его заботы, любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир».
В историю музыкальной культуры России композитор Василий Андреев вошел именно как организатор и руководитель первого Великорусского оркестра русских народных инструментов. Название оркестру — Великорусский — Андреев дал по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому.
Но не только в этом великая заслуга Андреева перед русской культурой. По сути, он создал профессиональную школу русских народных инструментов, подарив им новую жизнь. И в XXI веке в Бежецке продолжают и активно развивают андреевские традиции. В наши дни в этот город на берегу Мологи, ставший музыкальным центром тверской земли, приезжают музыканты не только из других областей России, но и из стран СНГ. Они остаются здесь жить, работают в местных школах учителями музыки, обучают детей игре на народных инструментах. Бежецкие оркестры народных инструментов ездят на гастроли по стране, успешно выступают в музыкальных конкурсах и фестивалях, занимают призовые места и получают достойные награды.