В настоящий раздел вошли топонимы, которые не могли быть сопоставлены ни с одной из классификационных групп, приведенных выше. Это такие топонимы, как «Брез», «Гребля», «Каменная ограда», «Надолба», «Пролом», «Сенная нива», «Стена», «Угол». Некоторые из них являются специфично-псковскими («Гребля»), некоторые связаны с определенными историческими событиями («Пролом»).
БРЕЗ
Памятник, сохранивший топоним: Петра и Павла на Сиротькине (на Брезе) монастырь.
«Берег (от ? беречь, оберегать). Взаимные пределы земли и суши. Смежный с водой край, полоса земли, суши, как противоположное воде, морю, реке. Берег, значит, суша, земля, материк».
В данном случае топоним передает географическое расположение памятника. Петропавловский монастырь расположен на берегу реки Великой между Кромом и Снетогорским монастырем.
ГРЕБЛЯ
Памятник, сохранивший топоним: Кирилла оу Смердиа моста (над Греблею) церковь, Николы над Греблей церковь.
«Гребля ? в южных и западных землях ? гать, плотина, запруда, насыпь или вал от воды».
Вдоль Персей от реки Великой к Пскове уже в Х1У веке существовал ров под названием Гребля. Он назван так по первоначальному значению корня «рыть», «копать». Гребля была устроена для защиты Персей. Гребля соединял Пскову и Великую и был заполнен водой. Гребля уходила глубоко вниз, и отвесная стена Персей подымалась над ней на двадцать с лишним метров. Сейчас стена почти наполовину засыпана землей.
КАМЕННАЯ ОГРАДА
Памятник, сохранивший топоним: Николы от Каменной ограды монастырь.
«Ограда (от огораживать, огородить, обгородить) ? всякая огорода, забор, заплот, стена. В Сибири оградой называют улицу, двор».
Монастырь Николы от Каменной ограды находился на старой Изборской улице, «на Могилке» (на Могильнике). Летописное указание «Могилка» указывает на существование здесь захоронения, возможно, отличного от «Скудельниц». Изборская улица является частью важного сухопутного пути. В конце ХУ1 века монастырь называется Никольский на посаде. Позже упоминается Каменная ограда. Вполне возможно, топоним «Каменная ограда» можно трактовать как указание на ограду вокруг монастыря (каменную стену ?). Позже распространенным было название Никола Каменоградский, применительно сначала к монастырю, а потом только к сохранившемуся храму.
«Надолб, надолба ? опускная колода у ворот, тын, городская ограда».
Спас-Надолбин монастырь располагался на Запсковье, между Воскресенским и Ильинским монастырями, ближе к последнему.
Смысл топонима «надолба» объяснить не удается. Трактовка, предложенная Срезневским, нас мало удовлетворяет. Вполне возможно, что топоним как-то связан с прозвищем основателя монастыря.
ПРОЛОМ
Памятники, сохранившие топоним: Покрова Богородицы на Полонище (у Пролома, в Углу, у реки Великой) монастырь, Николы на Проломе церковь.
«Пролом (от проламывать) ? пробитое, проломанное место».
Проломом в Пскове называется разрушенная часть крепостной стены Окольного города (Полонища). Появление Пролома связано с героической обороной Пскова от войск Стефана Батория в 1581 году (участок стены между Покровской и Свиной башнями).
СЕННАЯ НИВА
Памятник, сохранивший топоним: Владимира на Сенной ниве церковь.
Это место было окраинным захолустьем, заросшим травой и незастроенным. Здесь располагались садники и огороды. С ХVI века Сенная нива вошла в территорию Нового Торга.
СТЕНА
Памятник, сохранивший топоним: Иоанна Богослова на Стени (на Снетогорском дворе, на Горском-Снетогорском дворе) церковь.
В названии храма Снетогорского подворья сохранилась память о существовавшем здесь крепостном укреплении. Подворье упоминается стоящим «на стене». Именно так и располагался храм Иоанна Богослова. Он был встроен в набережную стену 1404 года, соединявшую Довмонтов город с Торгом.
УГОЛ
Памятник, сохранивший топоним: Покрова Богородицы на Полонище (у Пролома, в Углу, у реки Великой) монастырь.
«Угол ? место, где сходятся, пересекаются два предмета или две стороны чего-нибудь».
Под данным топонимом подразумевается угол Окольного города (Полонища), где находилась Покровская башня. Рядом с Покровской башней, в застенье находился Покровский монастырь.
Подобные «привязки» иногда использовались в других русских городах (ср. Зачатия Анны в Углу Китай-города церковь в Москве).