К внутреннему двору дома Строгановского училища (посреди банковского квартала и Сити прежних времен) примыкает небольшая площадь с деревьями и площадкой для детских игр. Здесь постоянно царит тишина. Уличный шум лишь приглушенно доносится издалека. Таким образом, можно и внутри города быть защищенным от него. Подобные площади не планируются, они выросли сами. Это не пережиток «джунглей» доурбанистической эпохи, а продукт урбанизации, свидетельство зрелости города. Могила Федора Шехтеля — на Ваганьковском кладбище. В заключение путешествия — кофе с коньяком в ресторане на крыше гостиницы «Россия». Пожалуй, именно отсюда открывается вид, позволяющий обозреть «социалистический форум». Для образа города важно не только построенное — часто интереснее то, что не построено. Реализованные планы образуют результат в чистом виде, большей частью затушевывающий конфликты, связанные с его возникновением. Планы и проекты — это нечто вроде пленки, на фоне которой реализованное выделяется как оставшееся в итоге твердое ядро. Существует подготовленный Иваном Леонидовым проектный чертеж здания Наркомата тяжелой промышленности, один из тех проектов, которые должны были изменить лицо Москвы до неузнаваемости. Это здание упоминается и в размышлениях Эль Лисицкого о будущем оформлении «Красного социалистического форума», в центре которого должен был находиться Кремль.
Работы Фрэнка Ллойда Райта
На крыше секции, в которой находится библиотека, можно углядеть купол обсерватории. Фойе, обращенное к парку, открывается в зимний сад, застекленный полукругом. Этажи связаны друг с другом своего рода винтовой лестницей, напоминающей о спирали, ведущей по этажам в музее Гугенхайма работы Фрэнка Ллойда Райта. При взгляде снаружи комплекс кажется изнутри расчлененным галереями, ленточными окнами, немного выдвинутыми вперед лестничными клетками, связанными с главным фасадом и образующими закругления, которые придают привлекательность самому строгому и голому фасаду. Оба элемента — почти классицистское оформление больших оконных поверхностей и закругления с арками — можно было наблюдать уже в ранних работах Весниных, например в доме Кузнецова на ул. Кирова, 15 и здании банка братьев Юнкер на Кузнецком мосту. Дом Мельникова (Кривоарбатский пер., 10). Архитектор построил его для себя и своей семьи как жилой дом и студию. Кажется, он сейчас ремонтируется; за забором стройплощадки, идущим вдоль улицы одного из наиболее аристократических районов Арбата, едва ли что-нибудь разглядишь, зато тем больше видно с заднего двора соседнего жилого дома. Дом круглый, только вход прямоугольный. Стена круглого здания пробита поясками ромбовидных окон. Я считаю этот дом экстравагантным, мне он представляется неким вызовом индивидуалиста окружающему миру (на фотографии Мельников рядом с женой выглядит вельможей в шубе и мягкой шляпе), его окна напоминают бойницы.