Сегодня я в гостях у Владимира Ишиева, музыканта, играющего джаз, а лучше просто — пианиста. Владимир более 30 лет работает концертмейстером в различных классах Тверского музыкального училища, имеет высшее классическое образование. Долгие годы он известен как джазовый пианист. Поговорим о том, откуда есть пошел, о чем думает и мечтает один из выдающихся музыкантов города.
Шаг за шагом
Это случилось более 40 лет назад. Все началось с приезда в один прекрасный день дядюшки, брата отца, из Ленинграда. Как все Ишиевы, он окончил музыкальную школу, но выбрал карьеру военного. Во время хрущевской «оттепели» попал под сокращение, остался не у дел, стал играть на танцах, а когда в Ленинграде организовалось первое морское пароходство, начал бороздить мировые просторы в составе оркестра. Видимо, в одной из таких поездок он и подхватил эту «инфекцию» — джаз. Приехав в Тверь погостить, дядюшка стал шпарить новую, совершенно ни на что не похожую музыку. Впечатления от услышанного захлестнули восьмилетнего мальчишку: после привычных Моцарта и Баха эти эмоциональные, где-то бравурные ритмы просто покорили его. Он решил играть джаз.
Далее профессиональное развитие Владимира можно отследить прямо-таки по событиям, происходившим в его жизни в разное время. В семнадцать лет Владимир Боярский — сегодняшний директор Тверской областной филармонии и отличный контрабасист, — узнав, что Ишиев увлекается джазом, приглашает его на концерт квартета, участником которого являлся и он сам. К тому времени мой герой уже кое что понимал в джазе и был поражен высочайшим уровнем исполнения.
— Все проходило в мотеле «Тверь», в тот вечер зал был полон туристов-американцев. После концерта к музыкантам подошла одна женщина и сказала: «Вы играете как в Нью-Йорке!» Думаю, это было лучшей похвалой для квартета.
Позже Владимира ждали два года гастролей, вместе с фольк-коллективом саксофониста Евгения Малышева. Это была хорошая школа — играя с профессионалами, он объездил практически весь Советский Союз. Потом были контракты с американцами, по которым Ишиев посетил более тридцати стран мира в качестве музыканта на огромном круизном лайнере. С начала 90-х ездил в Германию подработать музыкантом в кафе. Будучи однажды в гостях в этой стране, он получил такое предложение и в течение пяти лет периодически брал отпуск и ездил на заработки.
— Это было незабываемое ощущение почти абсолютной свободы, — вспоминает Владимир. — Я ни от кого не зависел, мог ходить по улицам Фракфурта-на-Майне куда и когда хотелось, катался на велосипеде. Даже играл на улице с соотечественницей, с которой там познакомился. Тогда выехать из Союза даже к родственникам было чрезвычайно трудно. А мне повезло не только мотаться за границу по нескольку раз в год, но и объехать пол-Европы — там же все рядом.
Сейчас у Ишиева забот хватает и здесь, в родном городе. Да и с возрастом больше по душе сыграть качественный концерт с коллегами музыкантами, нежели, как он выражается, болтаться по Карибам.
Впервые в Твери!
Родившись в семье музыкантов, Владимир с детства жил в мире музыки. Его дед, Николай Ишиев, стал инициатором открытия музыкальной школы №1, став ее первым директором. Потом на этом посту его сменил Лев Ишиев — отец Владимира. Мама тоже музыкант, прекрасная певица, работала в филармонии и более тридцати лет была музыкальным редактором областного радио. Разумеется, дорога младшего Ишиева лежала прямиком в музыкальную школу, основанную его знаменитым дедом. Учеником был прилежным, но собственно посещение школы давалось нелегко: в то время как весь класс после уроков бежал на стадион, ему в сотый раз приходилось проигрывать гаммы. В переходном возрасте даже посетила коварная мысль бросить обучение. В итоге Владимир успешно окончил музыкальное училище и в числе троих из двадцати пяти выпускников, получил рекомендацию в консерваторию.
Дальнейшие планы молодого музыканта были грандиозными, но какие-то роковые стечения обстоятельств то и дело ставили препоны к их осуществлению.
Жизнь принимает экзамен по музыке
Сначала — попытка поступить в Казанскую консерваторию, несмотря на успешно пройденное прослушивание и рекомендацию завкафедрой фортепиано к поступлению в Институт им. Гнесиных.
— Конкурс был высок, а не за горами призыв, поэтому мой педагог посоветовала мне не рисковать и ехать в Казань. Правда, это меня не спасло — я не сдал последний экзамен, свалившись накануне с температурой 39 градусов. Выздоровев, уехал домой. Теперь думаю: может, стоило попытаться-таки поступить в Гнесинку? Москва ближе Казани — не пришлось бы лететь на самолете, глядишь, и не заболел бы…
После армии — вторая попытка поступить в Гнесинку, на эстрадное отделение к Игорю Брилю. С этой историей у Владимира, похоже, связаны одни из самых неприятных воспоминаний.
— Игорь Михайлович меня прослушал и сказал: «Я тебя беру». Рассказал, какие нужны документы к поступлению, дал мне программу и уехал на гастроли. Экзамены я сдал на «отлично», набрав самое большое количество баллов. У меня не было трех лет отработки после окончания музучилища, которые были необходимым условием поступления. По совету Игоря Михайловича я взял справку об окончании трех курсов несмотря на то, что уже имел диплом. В полной уверенности, что поступил, приезжаю осенью в Москву и… не нахожу себя в списках принятых! Ответ директора был просто абсурдным: «Вы не зачислены потому, что вы сильнее других, и с тремя курсами музучилища должны были перевестись к нам, а не поступать на общих основаниях!» Не помогли даже распоряжение замминистра Министерства культуры, куда мы обратились за разъяснением. Копию этого распоряжения я храню до сих пор. Вот так я вновь ни с чем вернулся домой. Правда, некоторое время брал частные уроки у Бриля.
Владимир пошел по стопам деда — поступил в Московский институт культуры на дирижерско-хоровое отделение. Более тридцати лет работал концертмейстером в родном музучилище. Имеет солидный опыт работы с вокалистами, и поговаривают, что при необходимости под его руководством запеть сможет кто угодно.
Ничего себе — все людям!
В 1988 году по инициативе Ишиева сотоварищи в Твери начинается традиция джазовых вечеров. По средам в Доме актера, а позже в филармонии, ТЮЗе, Доме офицеров трио (Владимир Ишиев — рояль, Сергей Харев — контрабас и Алексей Бабенков — ударные) устраивало «маленькие бордальеро» за закрытыми дверями, где собирались «свои люди», слушали джаз, пили… кофе. В общем, делали все то, что сейчас в более цивилизованном виде проходит в джаз-клубе «Дом архитектора Жоголева».
Сейчас Владимир играет с самыми «звездными» музыкантами Москвы, такими, как Дмитрий Мосьпан, Павел Чекмаковский, Эдуард Зизак, Виталий Головнев, Александр Гуреев, Павел Тимофеев. Правда, творчество иногда теснит второй вид деятельности Ишиева — работу импресарио. Он занимается приглашениями и организацией выступлений в Твери именитых джазовых музыкантов — так, например хорошей традицией уже стали визиты на тверскую землю Игоря и Олега Бутманов, выступления Анастасии Глазковой.
— Часто за этими хлопотами приходится отказывать себе в удовольствии поиграть самому. Присмотришь, бывало, себе какую-нибудь пятницу, а приходится ее отдавать очередному московскому гостю — я-то всегда тут, а его график может не позволить ему приехать в другой день. Играть следом за его выступлением не получится: концерты платные, а публика еще не настолько «проголодалась», чтобы вновь расставаться с не самыми малыми сумами.
Мечты сбываются и не сбываются…
Еще в рассказе о злоключениях при поступлении в Гнесинское училище Владимир с легким сожалением произнес: «Стань я тогда учеником Бриля, судьба моя совсем бы по-другому сложилась…» Что же не устраивает моего героя, вполне успешного музыканта, в его нынешней судьбе?
— Получив профессиональное джазовое образование, я играл бы на совершенно другом уровне. Все-таки у нас в Твери, несмотря на опыт, взятые когда-то у кого-то уроки, играют самоучки, и я в их числе. Мне, собственно, звезд с неба не надо — мне хотелось этого прежде всего для себя самого. Когда мне так и не удалось стать учеником Бриля, он только начинал свою педагогическую деятельность, и сейчас его выпускники одни из лучших джазовых музыкантов. Да, я жалею, что упустил возможность попасть в обойму первых, играть с самыми именитыми джазменами мира. Может, стоило быть более напористым — повторить попытку на следующий год. Более наглым — подозреваю, что дело с поступлением можно было решить всего лишь бутылкой хорошего коньяка…
Но сложилось так, как сложилось, и строить версии того, как все могло бы быть — дело неблагодарное. Сегодня Владимир Ишиев — пианист, объездивший полмира, живет в Твери, фактом чего, судя по всему, вполне доволен.
— Все-таки счастье заключается во внутреннем состоянии. Для меня гармоничное существование составляют мои друзья, работа, родные. Главное — нужно верить в свои силы, делать любимое дело и знать, что на свете есть вещи, ради которых стоит жить.
Вроде бы вполне оптимистичное заявление, но сказано с некоторой грустинкой в голосе, и тут же мой собеседник добавляет:
— В общем, я создал для себя некий мир… Может, не вполне благополучный, но жить можно.
Я так и не смогла избавиться от противоречивого ощущения, преследовавшего меня на протяжении всей беседы. Вычитанные в СМИ такие характеристики, как «известный пианист», «ярчайший взлет», «неустанный поиск индивидуальности» не совсем уживались с личным впечатлением. Я увидела человека, безусловно увлеченного своим делом, но то ли слегка подуставшего, то ли не вполне удовлетворенного тем, как сложилась его жизнь, и просто вынужденного принимать ее такой, какая она есть… Впрочем, может, в день нашей встречи у него было не самое лучшее настроение. К тому же в ощущениях своих я начала сомневаться сразу же, как только Владимир сел за фортепиано: надо было видеть, как преобразилось его лицо! А на меня не обращайте внимания — я уже каялась в субъективном подходе к своим персонажам.