Конфуцианство носит имя своего основателя Конфуция. По-китайски его имя звучало Кун Фу-цзы (что значит учитель Кун), которое миссионеры иезуиты стали произносить как Конфуций. Родился он в 551 г. и умер в 479 г. до Р. Х. Для Китая это было беспокойное время: родовое патриархальное общество разрушалось и на смену ему приходила власть, опирающаяся на бюрократический аппарат. Крушение устоев старины порождало ощущение хаоса. Для Конфуция, идеализировавшего традиции древней старины, такое положение казалось ужасным и гибельным для всего государства. Чтобы остановить это он предложил свое решение общественных проблем.
В связи с конфуцианством всегда возникает вопрос: что это – религия или этическая философия? Все учение Конфуция относится, главным образом, к земной жизни, хотя он и не отрицал существование духов и божеств, в которых верили китайцы. Эта сторона жизни просто не интересовала его. Мы не найдем у него разрешение вопроса жизни и смерти, проблемы зла и спасения. Его внимание было обращено на сферу человеческих взаимоотношений, а не на сферу бытия в целом. По сути, Конфуций, впервые в истории сделал попытку построения автономной морали, которая не связана с религией и Откровением. Главной целью человеческого существования он ставит созидание идеального общества – «Поднебесной империи», через что достигается гармония между людьми и Небом. Как она достигается, мы и рассмотрим ниже.
Этическая система Конфуция строится на двух главных принципах: у каждого человека есть свобода выбора, и человеческая природа в своей сущности непорочна. На основании этих принципов развивается учение о благородном и низком человеке.
Благородный человек – это человек, поставивший своей целью самосовершенствование, которое достигается через постижение высшей добродетели (жень), сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность), интерпретируя ее (гуманность) как высшую истину, обладающую вселенским значением. Эта мысль сформулирована в правиле: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Придавая гуманности вселенское значение он, тем самым, утверждал, что гуманность – в природе человека, и осуществлять ее, – значит следовать своей природе, а не ломать ее. Сама добродетель есть нечто легко доступное и человеку вполне свойственна; достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Стремление к совершенствованию и к осуществлению гуманности Конфуций связывал с преодолением себя вплоть до самопожертвования.
Другой принцип – «ли» показывает путь этого самопожертвования, ведущий к достижению благородства. Он описывает надлежащее поведение во всех конкретных ситуациях жизни. Его основная идея – умеренность, выбор среднего пути, стремление избежать крайностей. Принцип «ли» предписывает уважение к старшим, определяет взаимоотношения между сыном и отцом, подданными и правителем, женой и мужем, а также между друзьями. Конфуций подчеркивал важность внутрисемейных связей. Семья – это основа общества. Любая сторона жизни, каждая ситуация должна соответствовать определенным образцам. Идеальная общественная жизнь по Конфуцию – некий великий обряд, исполняемый всеми людьми в каждую минуту их жизни. Таким образом, ритуал (а это 300 обрядов и 3000 правил приличия) должен пронизывать всю человеческую жизнь, все человеческое сообщество, создавая тем самым идеальное государство добра и порядка. Конфуций мечтал о том, что внешние формы сформируют «я» истинно благородного человека.
Имея в своей сущности непорочную природу человек, как считал Конфуций, способен достичь этого благодаря собственным силам. Эту мысль очень хорошо выразил его последователь Сюнь-цзы (ок. 313 – ок. 238 гг. до Р. Х. ): «…чтобы воспитывать в себе волю углублять добродетель, просветлять разум и, живя в настоящем, не забывать о прошлом, то все это зависит от меня самого! Поэтому совершенный человек преклоняется перед тем, что заключено в нем самом, а не уповает на то, что относится к небесным явлениям». Поэтому для человека важно образование, Культура и воспитание в духе древних традиций – «вэнь». Это дает человеку силу не быть зависимым от естественных нужд, которые могут породить разные негативные страсти, будь-то алчность, злоба, клевета. «Цивилизованность, - подчеркивал Конфуций, - состоит в том, что место спонтанных страстей занимает продуманное слово. … И если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если наоборот – это книжник. Равновесие того и другого делают человека воспитанным».
Благородный человек должен следовать принципу человеколюбия всегда: во время еды, если постигли неудачи, если крайне занят и т. д. (жень). Он должен ограничивать себя правилами и ритуалами (ли). Должен постоянно учиться (вэнь). Благородный человек должен относиться ко всем ровно, заимствовать у людей лучшее.
Благодаря такому совершенствованию человек делает то, что ему предназначено в этом мире. Успех не должен служить мотивом деятельности.
Таким образом, смысл человеческой жизни заключается в том, что он должен стать истинно благородным человеком. Но это еще не есть конечная цель. Главная цель – это совершенное общество, именно оно, а не человек, ставится на первый план. Человек не мыслится автономной индивидуальностью, но общественной. Ведь и благородным человек становится лишь тогда, когда он начинает осознавать себя частью единого общества, со своими конкретными обязанностями. В такой системе простой человек становится частью единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. История показывает нам, что в Китае царил культ клана, государства и постоянное пренебрежение интересами личности. «Отдельный человек значил очень мало, и не случайно в китайском имени, в отличии от европейского, фамильный знак и до сего времени предшествует имени собственному: сначала – клан, потом – человек».
Противоположностью благородного человека является «низкий» человек, цели которого – извлечь выгоду, он склонен к раздорам, винит во всем других людей, он груб, своеволен, с плохими манерами. Все это – последствия нерадивого отношения к себе. Такой живет впустую.
Однако понять в чем Китай видел смысл своей жизни лишь по Конфуцианству невозможно. Китайское мировоззрение – это мировоззрение «Трех учений»: конфуцианства, даосизма и дзен-буддизма. Интересно, что «китайцы в дни полнолуний и новолуний посещали храмы обеих конфессий: утром – светлой, буддийской, а вечером – сумрачной, даосской; в своей же общественной жизни они следовали установкам конфуцианства».