Открыв на звонок дверь, актер увидел красивую девушку. Она ворвалась в квартиру и выскочила на балкон. Ошеломленный хозяин наблюдал издалека, как гостья кому-то вниз крикнула: «Ты меня видишь, все нормально!» Внизу стоял мужик. Позже выяснилось, что влюбленной девушке очень хотелось увидеть своего кумира, но благоразумный брат смекнул: «У него тысяча баб, он не будет время зря тратить. Чтобы он тебя сразу не изнасиловал – выбегай на балкон».
В одном парень ошибся: у Николая Еременко-младшего была не тысяча, а миллион женщин. Сама судьба избрала его для всенародной любви – ведь родился актер 14 февраля, в День всех влюбленных. В этом году ему исполнилось бы 55 лет… Но в мае 2001 года наш последний киногерой ушел навсегда.
Сумасшествие началось после выхода фильма «Красное и черное». Сергей Герасимов сначала поставил со своими учениками спектакль во ВГИКе, а затем перенес его на экран. Фильм купили десятки стран – не купила лишь Франция. Посол после премьеры подошел к режиссеру: «Ваш фильм великолепен, но мы не можем тревожить память нашего великого актера. У Франции может быть лишь один Жюльен Сорель – Жерар Филип». А Родина завалила Николая миллионами писем. В сотнях из них девушки присылали актеру свои локоны (как это сделала Матильда в фильме). Часть картины снималась в Риге – здесь Еременко вновь побывал незадолго до нелепого, нереального ухода. Мы с ним гуляли по городу – Николай Николаевич вспоминал улочки, удивлялся переменам. Рассказал, как вызубрил для роли невероятный объем текста на латыни, да так, что помнит все и 23 года спустя. Я усомнилась, и тогда актер, стоя на Домской площади, начал декламировать текст без запинки. Каждый день я знала, что в отеле застану Николая делающим зарядку, пробежку. Или в бассейне. Николай соблюдал режим, заботился о физической форме – ведь он был настоящим суперменом. Так его стали называть после «Пиратов ХХ века» – самого кассового фильма за всю историю советского кино.
«Так и уживаемся – три народных артиста в одной семье», – говорил Николай, всегда гордившийся приставкой «младший». Мама – актриса Галина Орлова, женщина строгих правил – сын ее боялся до последнего дня. А с отцом, человеком нервным, сложным, прошедшим фашистский концлагерь, наоборот, отношения были на редкость дружескими и трогательными. Ради папы Еременко-младший и снял свой режиссерский дебют «Сын за отца».
Друживший с Герасимовым отец уговорил мэтра принять сына – Николай никогда не скрывал, что поступил во ВГИК по блату, но быстро дал понять: «младший – не значит «худший». Приехавшего из Витебска провинциала Герасимов учил жизни, умению добиваться успеха, любить. Дебютировал в кино Николай тоже в картине учителя – «У озера». В другой картине – «Любить человека» – есть эпизод, когда в комнате показывают камин, полный пустых винных бутылок. Героиня спрашивает: «Это что такое?» И ей отвечают: «Это Коля здесь жил, пока нас не было». Таким образом, Герасимов намекал ученику, что пора завязывать – Коля действительно частенько уходил в загул.
Олег Борисов сказал тогда молодому успешному Еременко: «Красавчики плохо кончают». И актер решил доказать обратное. Он рано понял: внешность – инструмент, на котором можно играть. Но она не вечна. Поэтому относился к себе с иронией, а с возрастом легко менял амплуа: вчерашний граф Орлов и князь Меншиков, он в культовом сериале «Бригада» сыграл отца уже взрослого сына – Космоса.
И в армию Еременко пошел безбоязненно – служил в кавалерийском полку. Выжить там помогло дворовое витебское детство – «закосил» под блатного, пел под гитару, рассказывал байки. Спасал рядового Александра Кайдановского от побоев: тот не сразу понял, куда попал и в первый же день повесил над кроватью портрет Пушкина. Получил в глаз. «Я был уже ефрейтором и старался брать Сашу в наряды к себе, на конюшню, – вспоминал актер. – Дерьмо соберем в тачку, ноги туда засунем – тепло, как в печке. И вместе читаем Пушкина. Теперь понятно, из какого дерьма вырастают хорошие артисты...»
Он был актером во всем: и в своем суперменстве, и в желании нравиться. Помню, нам надо было пройти от гостиницы «Рига» до Оперы – там выстроилась толпа и приветствовала звезд фестиваля. Мы заболтались, и я по привычке пошла к служебному входу. Только в фойе вспомнила и говорю: «Вам надо было идти через парадный». – «Зачем, мы уже здесь?» – удивился актер. «Но там публика, телекамеры». Последние слова я уже договаривала в спину – Еременко сорвался с места. Через минуту он вальяжно шел по красивой дорожке, улыбался и махал зрителям. Его узнали, раздались аплодисменты, крики – актер торжествовал.
На мой вопрос, как же удалось такому красавцу и любимцу публики прожить всю жизнь в браке с одной женщиной, актер ответил: «Еременки жен не предают. Мой отец прожил с мамой всю жизнь, и я с Верой».
Он радовался, что любимая дочь Ольга встретила хорошего парня, демонстрировал альбом, полный фото со свадьбы дочери.
Через год мы встретились снова, и первое, что сказал актер: «А я развелся». Увидев шок на моем лице, добавил: «Роковая страсть здесь ни при чем. Просто разъехались. Хотя девушка у меня есть». Они познакомились на съемках режиссерского дебюта Николая, фильма «Сын за отца». В Минске, где снималась картина, Людмила работала помощником режиссера. Сейчас Людмиле 34 года. Четыре года длились отношения. Уже после развода с женой актер приобрел квартиру, куда должна была переехать Люся. Говорил, собираются жениться, мечтает о сыне. Но, не успев побыть женой, Людмила стала вдовой. На похоронах они стояли рядом: жена Вера, с которой прожито 25 лет, Люся и… еще одна женщина с девочкой. Тайна жизни Николая была неизвестна даже матери – лишь его смерть познакомила бабушку… с 11-летней внучкой. Девочку зовут Таня, и она невероятно похожа на Николая. С ее мамой, тоже Татьяной, актер встретился, как в «Иронии судьбы»… Переводчица английского языка Татьяна Масленникова ехала по данному ей адресу за картиной. Перепутав дом, попала в квартиру Еременко. Случилось это в 1980 году – с тех пор их отношения не заканчивались. Когда Татьяна забеременела, Николай мечтал о мальчике, но и девочке был рад. Имя дочке выбрал сам, а фамилию официально дал свою. На съемки картины «Сын за отца» Татьяна ездила с Николаем – он даже использовал в фильме ее шарфы, шляпки. Насчет возникшей там Люси Татьяна говорит: «Коля рассказывал мне о ней, но я никогда не принимала это всерьез – мы с Люсей в разных весовых категориях. Накануне смерти Коля позвонил в прекрасном настроении, и мы договорились ехать покупать ему в новую квартиру холодильник. Когда случилось кровоизлияние, с ним была Люся, но «скорую» вызвала лишь через два часа. Я примчалась, и застала уже одну Люсю. Она была в шоке, винила себя. Вместе мы поехали в больницу. Врач сказал, что надежды нет. Но я не верила, как не верю и сейчас…»
Своей матери, актрисе Галине Орловой, Николай о Тане большой и Тане маленькой не рассказывал – боялся. А разводиться в свое время ему запретил отец. Решился он на это лишь после его смерти, но мучился, переживал, и из-за запутанной личной жизни начал снова пить. Как когда-то в молодости: тогда друзья шутили – Еременко пьет красное по-черному. Но он был здоровым, крепким мужчиной. «Что-то здесь не то, от пьянки так резко не умирают, – считает мать актера. – Я теперь жалею, что не было вскрытия». Теперь Галина Александровна знает, что у нее есть еще одна внучка. Девочка учится в хорошей школе, куда ее устроил отец, занимается в студии при Останкино – мечтает быть телеведущей. Недавно смотрела «Красное и черное», но на сцене казни заплакала: «Ненавижу, когда папу убивают!»
«В тот день, когда Жюльену объявили, что он должен умереть, яркое солнце заливало все кругом своим благодатным светом, и он чувствовал себя бодрым и мужественным. «Все идет хорошо, – сказал он себе. – Я не дрожу…»
В тот день, когда ушел Николай Еременко, стоял конец мая и тоже светило яркое солнце. Но это было не кино, и режиссер не крикнул: «Стоп! Снято!», а актер не поднялся. У смерти дублей не бывает...
Две любящие его женщины, подарившие ему дочерей: жена Вера и Татьяна мечтали вместе поставить на могиле в Минске простой элегантный памятник – одна часть из красного мрамора, другая – из черного.
Но по желанию матери на Восточном кладбище Минска открыли общий памятник двум Николаям – старшему и младшему. Арка из черного гранита как бы объединяет две расположенные рядом могилы, а сквозь арку просматриваются два бронзовых бюста. Сын и отец... Актеры XX века.
Прямо по курсу – пираты!
Сначала в сценарии Станислава Говорухина речь шла о попытке пиратов захватить советский корабль с урановой рудой. Начальство резонно поправило: нельзя, чтобы бандиты у сверхдержавы украли стратегическое сырье. Руду поменяли на опиум.
Съемки проходили в Крыму. Интерьер затонувшей библиотеки, из которой стармех спасает Машу и свою возлюбленную Айну, снимали в бассейне гостиницы «Интурист». Еременко раз двадцать за день должен был проплыть по коридору. По семь часов находился то в воде, то под водой. Самой опасной стала сцена, когда стармех прыгал со скалы. Прыгнув, Еременко почувствовал, что его затягивает пол лопасти винтов корабля. Увернулся чудом, а потом шутил: «Еще секунда, и всплыл бы фарш из Еременко».
Тандем Еременко и его вгиковского друга Талгата Нигматулина, игравшего пирата Салеха, складывался отлично. «Мы были молодые и отчаянные, – рассказывал Николай. – Помню нашу драку на бетонном полу: снимали с трех точек, эпизод затянулся на целый день. Удовольствие ниже среднего, когда тебя швыряют на бетон со всей силы. А мы, два дурака, эту драку на бис повторяли еще раз сто, для друзей».
С феноменом своей популярности он сталкивался всюду, даже в бане. В Сандунах к нему подошел голый мужик с кассетой «Пиратов» и попросил автограф.
Интеллектуальные поклонники актера ругали его: мол, изменил высокому жанру – после «Красного и черного» сыграл в боевике. В письмах звучал вопрос: «Как вы могли?» «Я актер, – объяснял Еременко. – Я могу сыграть все, и супермена в том числе. Я нисколько не жалею об этом. Фильм, вопреки всему, все-таки стал классикой нашего кино».
Лишь однажды уровень его популярности дал осечку: актера остановил гаишник. Высунувшись в окно, Еременко возмутился: «Вы меня не узнали? Я из «Пиратов ХХ века»! Гаишник посмотрел внимательно на актера и со словами: «Вот ты и ездишь, как пират» – проколол талон.