Чем предопределяются богатство и своеобразие армянской кухни? Прежде всего использованием трав, пряностей, овощей и фруктов, коими щедра южная земля. Целых 300 наименований дикорастущих трав армяне употребляют в пищу! Любят и хлеб. Фразой «пойдем есть хлеб» армяне заменяют понятия «завтрак», «обед» и «ужин». И при этом едят далеко не один только хлеб. С черным хлебушком напряженка. Но белый изумителен. Особенно хорош матнакаш – плоский хлеб, как бы запечатлевший пальцы. Но по популярности его обгоняет лаваш. Его с древности выпекают в специальных печах – тондирах, где предусмотрено даже специальное углубление для ног хозяйки, осуществляющей сие священнодействие. Лепешки лаваша можно долго хранить. Их – если нужно – высушивают, складывают в стопки, укрывают и хранят. А когда понадобится – оживляют водой. Накрывают смоченной тканью и оставляют на ночь. «Реанимируют». И лаваш становится как новенький.
Армяне употребляют в пищу и много поваренной соли, ибо она вымывается из организма количеством поедаемых фруктов и овощей. Чтобы у вас было реальное представление об отношении к фруктам и овощам на юге, расскажу историю, записанную мною в Риге.
Одна наша знакомая, находясь в Армении, пошла купить овощей. «Жара неимоверная, – вспоминает дама, – в киоске только тучный продавец. Развалился на стуле и обмахивается газетой. Я попросила взвесить томаты. «Сколько?» – насторожился торговец. «Ну, штук 5–6», – уточнила гостья. Мужчина воздал руки к небу и с шекспировскими интонациями возопил: «Странная женщина! Ты решила, что из-за несчастных пяти помидоров я сдвинусь с места?!»
Поведение продавца, разумеется, оправдывать не возьмусь. Но понять где-то могу. В Армении фрукты и овощи не покупают поштучно. Другие масштабы, иные мерки. Ящики, мешки… А дальше? Дальше в ход пойдет передаваемое из поколения в поколение умение хозяек. Иногда – поваренные книги. И только диву даешься: до чего безгранична человеческая фантазия! Варенье из молодых грецких орехов. Или из арбузной корки. Из мелких баклажанов, из тех, что с мизинчик. А как вам варенье из белой черешни и инжира! А еще вяленые персики, начиненные молотыми грецкими орехами с сахаром? Объедение, и только!..
Легенда об Ахтамаре
Один из всемирно признанных армянских коньяков называется «Ахтамар» – по имени острова на озере Ван. Еще в Х веке здесь возвели церковь Святого Креста – шедевр армянского зодчества. Но это не все, есть и изумительная легенда, любовная история, связанная с этим островом. Попробую ее рассказать для вас.
Он и она не могли жить друг без друга. Каждую ночь он приплывал к ней на остров, и юные души и тела сливались. Ориентиром в кромешной тьме ему служил разжигаемый ею на берегу огонь. Но в мире немало и злых глаз. Они подсмотрели встречи влюбленной пары и из зависти решили подстроить пакость. Разожгли огонь в самом опасном месте. Ложный огонь. Чтобы погубить его! И он, подплывая на очередное любовное свидание, неправильно сориентировался и попал в водную воронку, из которой нельзя было выбраться. Уже обессилев, он продолжал восторженно произносить ее имя – Тамар. Он повторял: «Ах, Тамар, ах, Тамар…» Так и назвали остров. Остров восторженной любви. Эта легенда – одна из самых популярных у армян.
Армяне на берегах Даугавы
В Латвии, по данным на 1 июля 2004 года, зарегистрировано 2670 армян. Это 0,12% от общего населения страны. Примерно шестая часть из них обладает избирательным правом, то есть являются гражданами ЛР. Есть данные и о предыдущих периодах. Так, на 1959 год в Латвии было зарегистрировано 1060 армян. Спустя 30 лет – 3069. Значительный вклад в предвоенную культуру Латвии внесли местные армяне – танцовщица Хелена Тангиева-Бирзниеце и режиссер Русской драмы Юрий Юровский (подлинная фамилия Саруханов). Армяне современной Латвии – это предприниматели, торговый люд, строители, врачи, пенсионеры, студенты, творческая интеллигенция. Среди последней – известные художники однофамильцы Александр и Бабкен Степаняны, беженец из «интернационального» Баку Григорий Лалаян, окончившая Латвийскую художественную академию Карине Паронянц (она же – блистательная исполнительница «танца живота»). Отличились и музыканты. Назовем семейство Саркисянов – скрипачей Нелли и Георгия, пианистку Лилию, литавриста Национальной оперы Айказа Акопяна, концертмейстера Музыкальной академии Наталию Зандмане. Но наибольшую известность обрел профессор Латвийской музыкальной академии, доктор искусствоведения Раффи Хараджанян. Один из активистов эстонской армянской общины Юрий Варданян сравнивает популярность Раффи в странах Балтии с популярностью другого музыканта армянского происхождения – шансонье Шарля Азнавура. И действительно, при упоминании Армении в сознании жителей Латвии сразу же всплывает имя Хараджаняна. Он не только воспитал превосходных пианистов для Латвии – лауреатов международных конкурсов Рейниса Зариня, Руслана Пережило, Карину Лебедеву и других, но и завоевал международную славу, выступая в фортепианном дуэте с Норой Новик. Маэстро удостоился гражданства Латвии «за особые заслуги», а также стал первым армянином – кавалером латвийского ордена Трех звезд, высшей награды страны. Он организовал множество культурных мероприятий далеко не локального масштаба, ставших событиями в художественной жизни ЛР. Раффи уже 15 лет возглавляет АНКОЛ – наиболее представительную и авторитетную организацию меньшинства Латвии. С 1999 года – уже вторично – он руководит старейшей армянской организацией республики – Латвийским армянским обществом (ЛАО), основанным в 1988 году. Важнейшими целями ЛАО были и остаются поиск путей консолидации армян и их интеграции в латвийское общество, сохранение и укрепление этнических корней через традиции, культуру, язык, религию, активизация связей с этнической родиной, распространение информации о ней. Интересно, что у ЛАО имелся предшественник – корпорация армянских студентов «Севан», созданная в Риге в 1887 году. Здесь же можно упомянуть и общество «Кауказс», действовавшее в 1930-х годах. ЛАО имеет офис в доме АНКОЛ по адресу: Рига, улица Слокас, 37. Тут хранится небольшая библиотека и коллекция картин армянских художников Латвии. ЛАО проводились концерты в честь Комитаса, А. Спендиарова, А. Хачатуряна, памяти кинорежиссеров С. Параджанова и Э. Кеосаяна, актера Ф. Мкртчяна, писателя Г. Матевосяна, творческие встречи с поэтом С. Капутикян, артистом А. Джигарханяном, многочисленные вернисажи и фестивали. Выставка «Христианский мир» расположилась на трех этажах Дома Черноголовых. Среди творческих личностей, сотрудничающих с ЛАО, видим ушедшего из жизни поэта М. Чаклайса, живописца А. Никитина, пианистов Нору Новик и Рейниса Зариньша… Интересно, что вечер памяти Гранта Матевосяна принес своеобразный отклик в латвийской прессе – рижанка Валда Салминя, превосходно знающая армянский язык, ибо она в советское время училась в Ереванском университете, перевела на латышский один из рассказов писателя – «Деревенщика» – и опубликовала его. Такой вот образец взаимоуважения или, выражаясь по-современному, интеграции латвийского общества! Естественный, ненадуманный!
Недавно состоялась премьера ТВ фильма «Дорога к храму», снятого латвийскими кинодокументалистами по сценарию председателя ЛАО и рассказывающего о духовной жизни армянской диаспоры Латвии. В его заключительной сцене на вершине армянской церкви в Риге воздвигают крест.
В самом центре латвийской столицы уже полтора десятка лет на общественных началах действует основанная ЛАО армянская воскресная школа. Здесь к древнему языку могут приобщиться как армяне, так и люди иных национальностей! Популярной стала ежемесячная получасовая армянская передача Латвийского радио. «Аревик» финансируется из средств госбюджета и дает много информации о культурной жизни армян Латвии и о новостях жизни в самой Армении. В последние годы возникло посольство РА в Латвии. Резиденция посла в Варшаве. Поэтому Латвию он может навещать изредка. Есть грезы о прямом авиарейсе Ереван – Рига (наподобие открытого в последние месяцы рейса Ташкент – Рига). Однако дело осложняется несимметричностью ситуации. Если граждане и неграждане ЛР могут получить визу чуть ли не на трапе самолета, прибывшего в Ереван (с российским гражданством виза вообще не нужна), то гражданам РА за латвийской визой приходится отправляться в Москву. Или в Минск. И несколько дней находиться в подвешенном состоянии ожидания. А ведь у Армении и Латвии интерес друг к другу обоюдный. Для армян Прибалтика всегда была Европой, а жителям Латвии в радость неординарность природы, архитектуры, быта и обычаев страны моих предков. Я уже не говорю об экономических интересах. Например, эстонцы, побывав во главе с президентом А.Рюйтелем в Армении в ноябре 2004 года, пришли к выводу, что там заслуживает внимания промышленная электроника, телекоммуникации, информационные системы. И что внешнеторговый режим Армении – один из наиболее либеральных. А для Армении привлекательно сотрудничество с ЕС через страны Балтии, с которыми у них полувековой опыт проживания в одной стране и возможность объясняться на русском языке. Будем надеяться, что обоюдная заинтересованность приведет Латвию и Армению к более тесному сотрудничеству. И тогда жители Латвии смогут убедиться в правоте поэта Николая Тихонова:
В ладонях гор, расколотых
Стозвучным ломом времени,
Как яблоко из золота,
Красуется Армения.
На снимках:
Председатель ЛАО Раффи хараджанян беседует с президентом Латвии Вайрой Вике-Фрейбергой.Хач-кар (крест-камень), открытый в Риге на бульваре Бастея в память о жертвах турецкого геноцида;
Хач-кар (крест-камень), открытый в Риге на бульваре Бастея в память о жертвах турецкого геноцида;
Армянская церковь, построенная в Риге на народные средства.