Полина Кондаурова Литинститут – это клиника по купированию самомнения
Полина Кондаурова Литинститут – это клиника по купированию самомнения
18 ноября огласили имена лауреатов премии Фонда имени В.П. Астафьева за 2010 год. Это лучшие прозаики и поэты, опередившие пять сотен участников из России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. И какова же была радость увидеть в этом списке автора из Абакана – 29-летнюю Полину Кондаурову, победившую в номинации "Поэзия". Ее можно назвать литературным Колумбом, абаканским первопроходцем, сумевшим поднять нашу литературу на новый, качественный уровень. Ведь никто из писателей Хакасии до сей поры "астафьевского" лауреатства не удостаивался. Сейчас победительница живет в Санкт-Петербурге, но уже совсем скоро планирует заглянуть в родные края – в Абакан и Красноярск, где 29 ноября пройдет церемония вручения премий. По такому счастливому поводу предлагаем читателям нашего сайта эксклюзивное интервью с молодым поэтом.
Сибирь – самая важная часть земного шара
– Полина, что для тебя значит "астафьевская" премия?
– Это крупная литературная премия, имеющая долгую и основательную историю и ориентированная прежде всего на Сибирь. А для меня Сибирь – самая важная часть земного шара. Но я никогда не получила бы эту премию, если бы не замечательный абаканский писатель и мой друг Андрей Белозеров – именно он отправил мои работы на конкурс.
– За право называться поэтом приходится нередко бороться. Когда окружающие стали воспринимать твое творчество всерьез?
– Окружающие, как это ни странно, начали воспринимать мои стихи всерьез довольно рано и, как мне теперь кажется, незаслуженно. Я приехала в Абакан в 1998 году из Кызыла и начала печататься почти сразу. К тому времени у меня также были публикации в периодике Тувы.
"Мне необходимо
обращать стихи кому-то"
– В этом году ты окончила Литературный институт имени Горького. Что тебе дала эта школа?
– Лит – это клиника по купированию самомнения. Там даже ходит анекдот на эту тему: "Первый курс – Я, второй курс – Я и Пушкин, третий – Пушкин и я, четвертый – Пушкин"... Лит – это не школа в том смысле, в котором все привыкли воспринимать институт, хотя знания там тоже дают, не всегда необходимые, кстати. Это школа жизни, как бы банально это ни звучало. Лит становится периодом твоего существования, без которого и ты не ты.
– А как развивалось твое творчество?
– Как у Цветаевой: книжничество – мифология – реализм.
– Немаловажную роль для тебя, как поэта, играют люди, не так ли?
– Совершенно верно. В широком смысле – люди вообще: я не писатель пейзажей и самоуглубленной лирики. В узком – разные конкретные люди, так называемые "адресаты", иногда выдуманные. Мне необходимо обращать свои стихи кому-то. Эти люди необязательно появляются в стихах. Просто я должна держать их в голове, чтобы писать, словно разговаривать с ними.
"Песня Королевы"
из "Контакта"
– Как ты относишься к созданию песен на твои стихи?
– Большинство из этих песен я не слышала. Из того, что слышала, не все мне, конечно, нравится. Дело в том, что на одни и те же тексты пишутся песни совершенно разных жанров, в том числе и тех, что мне не импонируют. Рэпа, правда, еще не было. Мне нравится, как исполняет мои тексты Анастасия Зацепина из Минусинска, мы с ней чувствуем в одном ключе. Было такое счастливое время, когда я писала тексты специально для своего брата Льва Кондаурова, он классный гитарист. Правда, теперь те песни не нравятся ни ему, ни мне, но многие их до сих пор любят. Последнюю песню мне прислал Денис Октябрев из московской группы "Китеж" "Песня королевы". Он просто скинул мне ее на стену "ВКонтакте", сказав, что взял текст из интернета.
В поэзии
Абакан сильнее Питера
– Твой муж Дмитрий Шабанов – тоже поэт. Как творческие люди уживаются под одной крышей? Имеет ли место соперничество между вами?
– Мы очень разные, и о соперничестве речь не идет, может быть, за счет этого. Мои стихи мужу не нравятся. Мне его нравятся, но его это мало волнует.
– Кому в первую очередь читаешь свои стихи?
– Теперь уж не читаю, а отправляю по интернету. Друзьям, людям, с которыми вместе начинали, – Леле Серебряной, Анне Гурковой. Татьяне Бутыловой, Андрею Белозерову.
– Стало быть, в Питере экспертов нет?
– Эксперты, наверное, есть. Друзей нет.
– А как ты оцениваешь современную питерскую поэзию?
– То, что я слышала, мне не нравится. Потому литературные встречи посещаю все реже. Здесь не так много людей выступает, одни и те же имена.
– Думаешь, Абакан сильнее?
– Сложный вопрос... На мой взгляд, да. У Абакана огромный потенциал. В Питере уровень мастерства повыше, конечно, но какое-то это все усталое и нудное.
"Стихи должны быть
написаны так, чтобы дух
захватывало"
– Тебя считают строгим литературным "цензором". Интересно, по каким критериям ты оцениваешь поэзию?
– Мне всегда казалось, что я довольно мягкий критик, но я знаю, что по общему мнению это не так. Для меня главное, чтобы в стихах мир был преломлен через особую призму, которая есть у всех поэтов. Это могут быть стихи о чем угодно (даже о любви!), только они должны быть написаны так, чтобы дух захватывало от того, что ты смотрел и не видел очевидного.
– На встрече в молодежном клубе "Серебряный Кот" ты сказала, что именно Абакан является колыбелью твоего творчества. Что в нем такого особенного?
– Да, это так. Я считаю Абакан своей родиной, потому что, по сути, там я и родилась такой, какая я есть. Говорят, что человек любит те места, где был счастлив. Абакан – это единственное место, где я была и бываю счастлива. И для меня в нем все особенное.
"Профессиональная
поэзия исчезает"
– Поэзия сегодня не приносит прибыли, и многие хорошие авторы вынуждены зарабатывать на жизнь иным способом. Вот ты, к примеру, где сейчас работаешь?
– Я работаю в отделе телемаркетинга в 1С БИТ. Продаю бухгалтерские программки. Тоже не по профилю, однако. Наверное, я сама виновата. Устала искать работу по специальности. У меня слишком много условий, ребенок растет. Да и много ли поэтов работает по профилю? Я ни одного не знаю.
– Думаешь, это нормально?
– Да, я думаю, что это нормально. В нашей стране, по крайней мере. Шестидесятые нам наглядно продемонстрировали, что случается с поэзией, когда она становится профессиональной – она исчезает. И потом ее приходится долго возрождать, чем, собственно, народ сейчас и занимается.
– И как, получается?
На мой взгляд, пока не очень. Сейчас век прозы.
И это тоже я...
Книга – Люблю Хемингуэя в последнее время.
Музыка – Григ.
Время года – конец мая – начало июня (сезон запахов).
Цитата – "Ад – это другие" (Сартр).
Город/деревня – Абакан.
Блюдо – суши "Филадельфия". И лучше дома, а не в кафе.