Воскресным вечером в центре Кировска ожила сказка: на снежной сцене зазвучали ледяные инструменты. Точнее, айструменты, как называет их сам автор этого чуда - норвежский композитор и музыкант Терье Исунгсетт. Город в Хибинах - один из немногих в России, где эта сказка воплотилась: были еще Пермь, Архангельск, да, кажется, Подмосковье. Там теперь точно знают, как поет лед.
Концерт в Кировске стал возможен благодаря Генеральному консульству Королевства Норвегия в Мурманске, именно оно выступило главным организатором этих удивительных гастролей. Местная администрация поддержала идею и подключилась к делу вместе с молодежной организацией ОАО «Апатит» и руководством Снежной деревни. Собственно, без ресурсов Снежной деревни чуда бы не случилось - кто бы еще мог обеспечить зарубежным гостям лед нужного качества и площадку для работы?
Именно в Деревне накануне концерта мы и встретились с музыкантом и его помощником - ледовых дел мастером Эриком Мутелом. Приехав за день до выступления, они спешно принялись вытачивать айструменты из голубого льда озера Имандра.
- Лед пришлось специально наращивать, чтобы обеспечить необходимые толщину и качество - без трещин и пузырьков воздуха, - сказал хозяин Снежной деревни Владимир Комягин и показал целый грузовик ледяного ценного груза, на всякий случай заготовленного в объеме в три раза больше затребованного норвежцами.
Терье энергично шлифовал ледяные длинные плашки, время от времени поднимал их с деревянных козел и, бережно ударял друг о друга, внимательно прислушиваясь к звуку.
- Лед всегда звучит по-разному, - пояснил он. - Лед с реки, с озера, с Северного полюса… И даже на одном и том же водоеме он будет звучать по-разному в разные годы.
Терье знает, что говорит. Музыканта по образованию и ударника по специальности, его давно начали интересовать звуки природы: как звучит, например, камень… И вот в 1998 году один из его концертов случился на улице возле замерзшего водопада. Музыкант не удержался от желания послушать, как звучит замерзшая вода… И спустя год уже дал первый концерт на инструментах, изготовленных из льда. Сначала Терье знакомил со своим открытием соотечественников, но очень скоро начались международные гастроли, и сегодня за плечами Исунгсетта выступления не только в Норвегии (там ему приходилось выступать даже при минус тридцати семи!), но и в Германии, Италии, России.
Никаких особенных инструментов для работы по льду музыкант и его помощник Эрик не используют: пилы, скребки и дрели с разными насадками, предоставленные Снежной деревней.
- Это будет что-то вроде ксилофона, а это - рог и труба, - рассказали мастера.
Как сообщает Интернет, господин Исунгсетт и на ледяной скрипке играет, но в Кировске ее не было - это мы выяснили заранее. Хибинский оркестр составили упомянутые уже рог и труба, а также ксилофон, вибрафон и еще некий ударный.
Больше мы маэстро не мучили вопросами в преддверии концерта - решили дождаться, чтобы самим все увидеть и услышать. Днем айструменты и ледяные стойки под них перевезли в Кировск, на главную площадь, где «молодежка» уже подготовила снежную сцену. Настроили звук (Свен Перссон), подсветили - лед стал голубого цвета… А народ прибывал: стекался по улицам, высаживался из автобусов и машин - апатитчане тоже приехали посмотреть и послушать! Для удобства зрителей, кстати, «картинка» со сцены выводилась на большой экран, так что тесниться к сцене не нужно было - да и невозможно из-за количества желающих.
И вот - началось! С приветственным словом к собравшимся обратились госпожа Кристин Хейби, консул Генерального консульства Норвегии в Мурманске, и глава Кировска Михаил Горбачев. Появились на сцене музыкант Терье Исунгсетт и певица Лена Нимарк. Замерли все в ожидании… Неспешно, словно выткавшись из холодного февральского воздуха, полились «ледяные» звуки, силу и глубину которым давал голос певицы. Живой человеческий голос и живой голос льда.
Ритм - то медленный, то убыстряющийся, прерываемый звуками горна и трубы, которые музыкант то и дело возносил к небу, словно взывая к древним силам. «Медитировать под такую музыку, наверное, хорошо», - мелькнула мысль. И удивила, поскольку о подобных практиках представление имею вообще-то чисто теоретическое. Как выяснилось чуть позже, на кировском концерте действительно прозвучали произведения из недавно записанного музыкантом альбома под названием «Медитация». Кстати, играет Терье там на айструментах из льда Арктики и Антарктики... Лед Имандры, по моему непрофессиональному мнению, звучал не хуже.
Пятьдесят минут пролетели незаметно. Публика отблагодарила участников концерта восторженными аплодисментами и энергично стала пробираться к сцене - сфотографироваться. Терье и Лена весьма доброжелательно восприняли горячее желание кировчан и апатитчан пообщаться: раздавали автографы, соглашались на фотосессии и столь же благодушно дарили на память… свои айструменты. Кстати, самим гостям начальник городского управления культуры после концерта вручила ледяной ковш для вина в виде утки - изделие Вадима Полина, одного из умельцев Снежной деревни. Знай наших!
Общение норвежских музыкантов и их благодарных слушателей вышло весьма теплым. А рядом со сценой мальчишка тем временем умело начал отбивать ритм на ледяных пластинах, приготовленных, видимо, «за кулисами» на всякий случай.
- Так захотелось попробовать! - признался паренек. - Я учился на барабане играть… Дяденька, эту мне дайте! - это уже к Терье, который как раз раздавал пластины со своего ледяного вибрафона.
Творчество господина Исунгсетта разбудило вдохновение. Играй, музыкант!